Следственный комитет, который уже третий месяц проверяет качество подготовки линейных и коммерческих пилотов гражданской авиации, выдал новые сенсационные данные. Оказалось, что пилот разбившегося в 2010 году в Домодедово Ту-154 «Дагестанских авиалиний» Магомед Шамалов не прошел летную подготовку, его документы были поддельными. На работу в ДА его приняли по просьбе троюродного брата – небезызвестного летчика-испытателя Магомеда Толбоева. Герой России Толбоев является почетным президентом главного авиасалона страны и совладельцем печально известной овощебазы в Бирюлево. Руководство ДА за подлог уволило Шамалова через суд, но влиятельный родственник «надавил» на авиаперевозчика через прокуратуру, Госдуму и Минтранс. Пилота-афериста с извинениями приняли обратно.
Следственный комитет начал тотальную проверку центров подготовки пилотов и деятельности контрольных органов Росавиации после авиакатастрофы в Казани 17 ноября прошлого года. Помимо текущей деятельности учебных центров, следователи поднимают архивную информацию о подготовке всех экипажей самолетов, разбившихся в последние годы и подготовке действующих пилотов российских авиакомпаний.
Проверки, которые идут уже третий месяц, стали приносить сенсационные результаты. Сегодня стало известно, что пилот Ту-154 «Дагестанских авиалиний», разбившегося в Домодедово в 2010 году, не имел права садиться за штурвал: он не прошел летную подготовку. Его документы были поддельными, а работу в авиакомпании он получил благодаря родственным связям в диаспоре и авиабизнесе.
В результате авиакатастрофы 4 декабря 2010 года погибли два человека, 87 получили ранения. Среди погибших – 80-летняя мать судьи Конституционного суда Роза Гаджиева и 49-летний брат тогдашнего президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Сегодня следствие по-прежнему считает, что в произошедшей авиакатастрофе виноват один человек – командир судна Закаржа Закаржаев, однако ему до сих пор не могут предъявить обвинения. Другие члены экипажа и авиапассажиры числятся потерпевшими. Результаты нового расследования могут изменить выводы следствия.
Газета «Известия» обнародовала заключения и отчеты дела об этой катастрофе. Эти материалы Общественная палата передала в СК РФ в конце 2013 года. По данным расследования второй пилот разбившегося Ту-154 Магомед Шамалов на момент авиакатастрофы имел на руках поддельные документы и не имел законных оснований для управления судном.
Шамалов получил свидетельство второго линейного пилота 3-го класса 10 октября 1997 года в возрасте 32 лет. Однако законным образом он не мог это сделать, из-за существующих ограничений по возрасту – до 25 лет.
В шамаловском свидетельстве пилота гражданской авиации значится, что он закончил в 1996 году Калужское авиационно-техническое училище. Однако в официальном ответе Калужского госархива говорится, что нет никаких сведений о том, что Шамалов Магомед Багаутдинович вообще учился в КАЛТУ.
Сам Шамалов признался журналистам, что не имеет отношения к Калужскому авиационному летно-техническому училищу: «Вы Калугу не путайте. Калуга вообще ни при чем». Он утверждает, что его «школа» состоит из первичной подготовки в ДОСААФ Махачкалы в начале 90-х и четырех месяцев обучения на пилота Ан-2 в учебно-тренировочном отряде (УТО) Ростова-на-Дону в 1992 году.
В «Дагестанские авиалинии» Шамалов устроился по протекции влиятельного родственника. Им оказался троюродный брат пилота-недоучки Магомед Толбоев. Летчик-испытатель, почетный президент авиасалона МАКС, который недавно оказался еще совладельцем печально известной овощебазы в Бирюлево – почетным президентом ЗАО «Новые Черемушки». В осеннем скандале, связанном с этой базой, Толбоев вовсю эксплуатировал в СМИ свой статус Героя России, чтобы обвинить в народном возмущении кого угодно: националистов, чиновников, полицию и обелить свои бизнес. В случае с Шамаловым Толбоев использовал свой авторитет и связи, чтобы устроить недоучившегося пилота с поддельными документами в республиканскую авиакомпанию, где его протеже доверили жизни пассажиров.
По версии бывшего гендиректора «Дагестанских авиалиний» Мирзы Омариева, в компании быстро обнаружили отсутствие у Шамалова права выходить на пассажирские рейсы. В ДА заподозрили подделку документов, назначили дополнительную проверку силами кадровиков и службы безопасности и в результате уволили афериста через суд.
«Я был рядовым командиром, когда Шамалова приняли на работу. Через месяц я стал летным директором, Я сделал с ним первый рейс, и всё стало ясно. Потом его по суду уволили. Потом после суда юристы аэропорта выяснили, что его документы были фальшивыми» – рассказал бывший сотрудник «Дагестанских авиалиний» Магомед Муртазалиев
Затем произошло нечто странное – гендиректор авиакомпании Омариев лично попросил Шамалова вернуться на работу (так рассказал сам пилот). Омариев пояснил журналистам, что на него «повлиял» Магомед Толбоев, подключив к давлению на авиакомпанию прокуратуру.
Летный директор Муртазалиев известил о результатах суда и подделке Шамаловым документов Северо-Кавказское отделение авиационного департамента Минтранса. После этого он был вынужден уйти в отставку. По версии Муртазалиева, на авиакомпанию и Минтранс «повлияли» не Толбоев и прокуроры, а некие депутаты Госдумы родом из Дагестана.
Отметим, что сразу после катастрофы в 2010 году гендиректор «Дагестанских авиалиний» Омариев объявил, что «в техническом обслуживании самолета ТУ-154, опытности и верности действий его экипажа нет никаких сомнений»: «По опытности экипажа никаких сомнений у нас нет, что все было четко соблюдено».
Накануне Следственный комитет обнародовал результаты проверки особенности подготовки пилотов в еще одной нацреспублике – в Татарстане. СК РФ возбудил уголовные дела по 12 эпизодам за фиктивную подготовку пилотов в республике и поощрение этой практики контролирующей структурой местного управления Росавиации.
В числе обвиняемых оказались руководители территориальной квалификационной комиссии Росавиации РТ (10 эпизодов по ч.1 ст.286 УК РФ «превышение должностных полномочий»). А также руководители авиационного учебного центра «Авиатор» (два эпизода по ч. 1 ст. 201 УК РФ «злоупотребление полномочиями»).
После катастрофы Boeing-737 в Казани 17 ноября, где погибли 50 человек, в том числе сын президента республики и глава ФСБ РТ оказалось, что пилот разбившегося самолета Рустем Салихов получил квалификационные документы также не совсем законно. Учебный центр, где проходил переподготовку покойный Салихов, уже ликвидирован. Этот случай стал поводом для тотального «просеивания» биографий более, чем 16 тысяч российских пилотов и анализа деятельности десятков учебных центров по всей стране.
Всего в ходе проверок следователи заподозрили в подделке документов несколько десятков пилотов, которые работают в крупнейших авиакомпаниях. В черном списке оказались пилоты авиакомпаний «ЮТэйр», «Россия», «Уральские авиалинии», «Таймыр», «Ямал», «АкБарс Аэро», «Аэрофлот», «Северный ветер», «Вологодское авиапредприятие» и «Псковавиа».
Москва – Махачкала, Алексей Усов
Москва – Махачкала. Другие новости 23.01.14
В Екатеринбурге откроется российско-японское автопредприятие. / В Среднеколымске «скорая» сбила школьника. Мальчик госпитализирован в тяжелом состоянии. / Крымские пограничники просят не толпиться зря на Керченской переправе – личные авто в Сочи не пускают. Читать дальше
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».