До бедственного положения «АвтоВАЗ» довел его прежний менеджмент. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, проведя проверку эффективности расходования автогигантом госпомощи на 25 млрд. рублей, сообщает во вторник газета «Ведомости». Эти деньги предприятие получило из бюджета через одного из своих крупнейших акционеров – госкорпорацию «Российские технологии» в июне прошлого года, средства были потрачены на выплаты банкам и поставщикам предприятия. Аудиторы СП выяснили, что в течение нескольких месяцев после начала кризиса «АвтоВАЗ» выпрашивал деньги у правительства и лишь затем начал разрабатывать программу снижения издержек. Тем временем убыточное предприятие ожидает новую порцию госпомощи в 28 млрд. рублей.
По информации издания, проверка проходила в октябре – ноябре 2009 года. Счетная палата рассматривала работу «АвтоВАЗа» в 2008-2009 годах.
Продажи «АвтоВАЗа» начали падать в ноябре 2008 года. Месяцем ранее тогдашний президент предприятия Борис Алешин и председатель его совета директоров, гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов обратились к премьеру Владимиру Путину с просьбой предоставить заводу из бюджета 26 млрд. рублей, говорится в отчете Счетной палаты. 30 марта правительство одобрило выделение «АвтоВАЗу» госпомощи на сумму 25 млрд руб. А днем позже совет директоров предприятия утвердил антикризисный план, нацеленный на решение трех блоков вопросов: восстановление ликвидности, выход на уровень операционной рентабельности и разработку стратегии долгосрочного развития «АвтоВАЗа», говорится в отчете аудиторов.
Господдержка позволила бы «АвтоВАЗу» сохранить «оборотные средства и средства для развития производства, за счет чего удержать свою долю на рынке (даже в условиях общего падения спроса), а также избежать массовых увольнений <...> персонала» предприятием и его поставщиками, говорится в отчете. При этом Минпромторг прогнозировал, что бюджетные вливания и общие меры поддержки автопрома позволили бы автогиганту реализовать дополнительно 250 тысяч машин. Но этого не произошло, констатируют аудиторы.
Руководство «АвтоВАЗа» тем временем реализовывать антикризисные меры не спешило, отмечается в отчете. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания. Остатки автомобилей на складах выросли с 17 тыс. на начало 2008 г. до 102 тыс. на начало 2009 г., говорится в документе. Ошибка была допущена и при выборе базового сценария развития ситуации в 2009 году. Еще в марте прошлого года предполагалось, что продажи «АвтоВАЗа» составят 669 тыс. машин (падение на 22% к 2008 г.), но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже.
При этом у компании резко выросла потребность в оборотных активах – на 19 млрд. руб. в 2008 г. и на 5,1 млрд руб. в течение первых трех кварталов 2009 года. Ее «АвтоВАЗ» стал восполнять за счет увеличения кредиторской задолженности: она выросла с 24,7 млрд руб. в начале 2008 г. до 62,7 млрд 1 октября 2009 г. (с учетом 25 млрд руб. госпомощи), указывается в отчете Счетной палаты.
Однако мартовская антикризисная программа оказалась неэффективной. К примеру, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб., говорится в отчете.
Не оправдалась и ставка на завоевание рынков Урала, Сибири и Дальнего Востока: предполагалось, что из-за введения запретительных пошлин на подержанные иномарки местные жители будут более благосклонны к продукции «АвтоВАЗа», но в этих регионах падение продаж в первых трех кварталах 2009 года было даже больше, чем в целом по России, – 51% против 44%.
Безрезультатными оказались надежды и на увеличение госзаказа (в 2009 г. в рамках госзаказа было продано 14.059 Lada – в 2,8 раза меньше, чем годом ранее) и рост корпоративных продаж (результаты по ним вообще отсутствуют, отмечается в отчете СП).
Из-за завышенного прогноза продаж резко снизились все финансовые показатели предприятия. Базовый сценарий предполагал, что в 2009 году выручка «АвтоВАЗа» составит 136 млрд руб. Более того, на заводе рассчитывали, что за счет повышения цен на автомобили на 8% выручка вырастет до 159 млрд руб. при соответствующем росте расходов со 151 млрд до 154 млрд руб. В реальности за январь – сентябрь выручка составила лишь 61 млрд руб., а расходы – 66 млрд руб. Лишь в сентябре совет директоров «АвтоВАЗа» признал, что ряд предложенных в антикризисной программе мер исполнить невозможно, в том числе повысить цены на автомобили. Таким образом, все запланированные мероприятия не были исполнены либо не дали существенного эффекта, а задача восстановления рентабельности была провалена, констатирует Счетная палата.
Аудиторы также указывают, что «АвтоВАЗ» слишком поздно начал заниматься реализацией долгосрочных планов – лишь в середине 2009 г., когда предприятие уже находилось в кризисе, а госпомощь была получена. Так, например, уже новый менеджмент начал работать над повышением качества продукции лишь в октябре 2009 г., хотя количество выявляемых дефектов за первые три месяца эксплуатации составляло 306 для Lada Priora и 268 для Lada Kalina, при том что для лучших марок в этом классе этот показатель равен 20, отмечается в отчете СП. Осенью же с государством были согласованы планы по сокращению персонала предприятия с 94 тыс. до 72 тыс. человек.
Представители «Ростехнологий» и «АвтоВАЗа» отказались комментировать результаты проверки.
Как выяснило издание, при принятии властями решения о выделении госпомощи «АвтоВАЗу» его антикризисные инициативы действительно рассматривались, но практически никакого значения это не имело. «Решение было политическим, просто заводу необходимо было помочь», – цитирует газета слова чиновника Минфина.
Отметим, что предоставлением «АвтоВАЗу» 25 млрд руб. госпомощи правительство решило не ограничиваться. 25 декабря 2009 года премьер Путин подписал распоряжение о выделении заводу через госкорпорацию Ростехнологии, владеющую блокпакетом «АвтоВАЗа», 28 млрд руб. Деньги будут направлены на решение проблемы гигантского долга предприятия.
Главная ошибка менеджмента «АвтоВАЗа» действительно состояла в том, что компания не стала снижать объемы производства, несмотря на начавшееся в четвертом квартале 2008 г. падение продаж, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Второй главной ошибкой менеджмента «АвтоВАЗа» аналитик назвала плохую работу со сбытом: из-за недостаточной поддержки дилеров начались их банкротства, «АвтоВАЗ» практически потерял крупнейший для него московский рынок.
Ссылки по теме:
«АвтоВАЗ» спасет только обрезание / Минпромторг советует прекратить господдержку и уволить половину сотрудников автогиганта >>>
«АвтоВАЗ» просит у Путина защиты от узбекских Daewoo / Но борьбе с конкурентами это не поможет >>>
Москва, Ольга Панфилова
Москва. Другие новости 12.01.10
В Минфине отменяют обещания Владимира Путина. Пенсионный возраст могут повысить. / В Дагестане убит замдиректора промышленного концерна. / Гражданам России задолжали более 600 миллионов рублей. Читать дальше
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».