Комитет Госдумы по финрынку с третьей попытки рассмотрел поправки правительства ко второму чтению законопроекта о регулировании коллекторской деятельности. Поправки были одобрены. Проект закона, которые ограничивает деятельность коллекторов и дает возможность должникам отказаться от общения с ними и банками, получил существенные ограничения в пользу банков. Например, заемщик сможет оградить себя от общения с коллекторами только через четыре месяца просрочки платежей, а не изначально при заключении договора.
Думский Комитет по финансовому рынку после долгих проволочек и кулуарных споров только с третей попытки согласился рассмотреть правительственные поправки к законопроекту, отграничивающему деятельность коллекторов. Законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» был внесен в Госдуму 17 февраля председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным и главами финансовых комитетов ГД и СФ Николаем Гончаром и Сергеем Рябухиным. Документ принят в первом чтении 12 апреля. Исходная версия законопроекта фактически дублировала многие статьи УК, запрещая и так запрещенные вещи. В документе был запрет коллекторам применять физическую силу и угрожать ее применением, запрет причинять вред имуществу и здоровью должников. Но содержались и новые для российского законодательства запреты – коллекторам отказали в возможности оказывать психологическое давление и вводить заемщиков в заблуждение. Запрещалось сообщать о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, запрещалось размещать сведения о должнике в публичном пространстве – на стенах подъезда или в Сети. Заодно вводились ограничения, например, коллекторам запрещалось общаться с должниками по ночам, встречаться с заемщиком чаще одного дня в неделю и звонить чаще двух раз в неделю.
Легальная деятельность коллекторов ограничивалась агентствами, которые войдут в особый реестр «выбивателей долгов». Нарушение норм будущего закона грозит штрафами до нескольких миллионов рублей и исключением агентства из списка легальных коллекторов. Этим агентство лишается права на общения с должниками.
Одним из ключевых положений была возможность для заемщиков отказаться от общения с кредиторами и коллекторами. Для этого в исходной версии законопроекта заемщик должен был обязательно через посредничество нотариуса направить письменное заявление об отказе от общения с банком или аутсорсиновыми службами по возврату долгов.
Правительство, Центробанк и банковское сообщество подготовили ко второму чтению серию поправок, которые авторы документа не могли согласовать несколько недель, из-за этого дважды перенося рассмотрение их профильным комитетом. В последний раз согласование сорвалось 13 мая. Сегодня, 18 мая, компромисс был найден и глава профильного комитета Госдумы и один из соавторов законопроекта Николай Гончар объявил приблизительный список нововведений, которые войдут в текст закона при втором чтении.
Теперь нормы закона будут распространяться только на заемщиков-физлиц. Также правительство и банки настояли на весьма существенном ограничении: изменится даже название законопроекта. Он будет называться «О защите прав и интересов физлиц при востребовании просроченной задолженности». В исходной версии оставалась возможность для заемщика изначально отказаться от общения с коллекторами. Теперь же установлены сроки – только по истечении четырех месяцев просрочки задолженности заемщик вправе прекратить отношения с взыскателем. В случае переуступки долга этот срок обнуляться не будет. С учетом того, что некоторые банковские службы начинают терзать телефон заемщика уже через неделю просрочки, это ограничение нивелирует едва ли не основное положение исходного законопроекта.
Николай Гончар и другие участники обсуждения и формирования законопроекта не пояснили, какова судьба еще одних принципиальных поправок от правительства. В Белом доме настаивали на том, чтобы исключить обязательное посредничество нотариусов при оформлении заемщиком отказа от общения с кредитором и коллекторами. В поправках правительства говорилось, что должник должен имеет возможность не только оформить отказ через нотариуса, но и отправить заявление по почте заказным письмом. Судя по отсутствию упоминаний в СМИ, этот момент мог остаться в изначальном виде и заемщики все же получат дополнительное обременение в виде обязательных расходов на услуги нотариуса.
Центробанк предлагал еще больше обессмыслить законопроект: разрешить коллекторскую деятельность микрофинансовым организациям (именно с их сотрудниками связана большая часть скандалов и преступлений по отношению к должникам). При этом на конторы микрокредитования не распространяются ограничения данного законопроекта. От этих поправок законотворцам удалось отбиться, причем не без помощи правительства.
«Мы исходили из того, что деятельность по взысканию долгов и взаимодействию с должниками – это деятельность специальная. Именно для регулирования этой деятельности и создается реестр коллекторов. Те организации, которые не будут в этом реестре, не будут подпадать под ограничения по наличию необходимого оборудования, фиксации всех контактов. И самое главное – эти организации не будут подвержены главному риску, который будет заставлять их действовать с должниками корректно. Этот риск – исключение из реестра коллекторов» – приводит ФАПnews пояснение замдиректора департамента финансово-банковской деятельности Минэкономразвития Михаила Бештоева.
«Мы понимаем, что работа с подобными долгами затруднится. Но это закон о защите прав и законных интересах граждан, а не о способах развития процедур секьюритизации и так далее. Законодатель вынужден был отреагировать на возникающую ситуацию таким способом», – заметил «Интерфаксу» депутат Гончар.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 18.05.16
Официально: Куйвашев отпустил министра промышленности Мисюру на новую работу. / Инфляция не спешит разгоняться. Огурцы и помидоры порадовали 5-процентным снижением цен. / Врачи и горничные в санаториях Крыма должны радоваться пейзажам, а не зарплате: сколько готовы платить в крымских здравницах. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»