AMP18+

Экономика

/

ВШЭ предсказывает постепенное умирание бесплатной медицины В Минздраве не согласны

Эксперты ВШЭ предсказали постепенное исчезновение бесплатной медицины в России. В экспертизе бюджетного прогноза России до 2034 года аналитики пишут, что сохранение стабильной доли доходов ФОМС в ВВП (2,0-2,1%) в условиях сложившихся демографических трендов приведет к ухудшению доступности медицинской помощи для населения.

«В ряду характеристик такого ухудшения на первое место поставлено сокращение перечня гарантированных медицинских услуг», – говорится в документе и указывается, что урезание бесплатной медицины – «маловероятно и нецелесообразно».

«Если возможности роста государственного финансирования здравоохранения не будут найдены, то неизбежное сокращение доступности медицинской помощи (из-за роста потребности в ней стареющего населения), вероятно, проявится не столько в пересмотре перечня предоставляемых услуг, сколько в увеличении времени их ожидания, размеров легальных и неформальных платежей и в сокращении обращаемости за ними низкодоходных групп населения», – отмечают эксперты ВШЭ. По их мнению, необходим настойчивый поиск резервов государственного финансирования этой отрасли, но, поскольку эти резервы далеко не безграничны, нужно обсуждать и варианты софинансирования медицинских услуг населением.

Как сообщает РБК, в Минздраве с выводами ВШЭ не согласны и указывают, что бюджет ФОМС будет расти в абсолютных цифрах вместе с ростом ВВП. В ближайшие годы он позволит в полной мере реализовать необходимый объем медицинской помощи, заложенной в программу ОМС, без привлечения дополнительных источников финансирования.

Между тем директор Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Владимир Назаров считает, что софинансирование медицинской помощи – неизбежный процесс, который уже запущен, а официальное введение платы может положительно сказаться на медицине. Сейчас, по данным НИФИ, население оплачивает примерно 40% всего объема медицинской помощи, а самое софинансируемое направление – стоматология. Другая форма софинансирования, которая пока не используется в России, но ее можно было бы применить, – небольшая фиксированная доплата за любую медицинскую помощь, говорит Назаров. К примеру, платить 100 рублей за прием врача в поликлинике.

Наиболее продвинутый тип софинансирования – сочетание ОМС и добровольного медицинского страхования (ДМС): государство по ОМС гарантирует услугу с определенными параметрами. Если пациент хочет улучшить эти параметры, то разницу покрывает его дополнительная страховка.

В анализе ВШЭ вряд ли было учтено развитие современных технологий, в частности таких, как телемедицина, отметила директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Она считает, что новые технологии существенно снизят траты на здравоохранение.

Современные технологии позволяют экономить бюджеты на здравоохранение различных стран, согласен президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Кроме того, бесплатную помощь всем гражданам России гарантирует Конституция, рассказывает он, и вынужденные доплаты населения за медицинские услуги – нарушение конституционных прав.

Добавим, что в конце августа Лига защитников пациентов обнародовала результаты опроса, согласно которым большинство пациентов де-факто платят врачам за «как бы бесплатные» услуги. 48,6% респондентов признались, что «часто» платят за оказание медпомощи, 26,2% – платят «иногда», 10,5% – «редко», 10,2% – «всегда».

Аналитики ВШЭ также указывают, что недофинансирование системы образования подрывает развитие этой сферы в регионах. Общие параметры финансирования, заложенные в проекте бюджета на 2017-2019 годы не соответствуют тому, что было запланировано (в 2017 году – 30% от запланированного, в 2018 году – 38,3%, в 2019 году – 42,4%). «Без изменения ситуации существует риск законсервировать низкое качество образования во многих регионах», – отмечено в прогнозе.

В целом по региональным бюджетам ВШЭ отмечает недостаточное внимание к ним в долгосрочном периоде. Так, согласно прогнозу, доходы региональных бюджетов сокращаются с 11,5% ВВП в 2016 году до 9,9% ВВП в 2034 году. Сокращение происходит за счет сжатия собственной доходной базы (с 9,8% ВВП в 2016 году до 9.2% ВВП в 2034 году), но в особенности за счет сокращения объема межбюджетных трансфертов с 1,8% ВВП в 2016 году до 0,7% ВВП в 2034 году. Уже в среднесрочном периоде региональные бюджеты сталкиваются с серьезным недостатком ресурсов для повышения зарплат целевых категорий занятых в бюджетной сфере в соответствии с «майскими указами» президента.

Москва, Зоя Березина

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Здоровье, Россия, Экономика,