Регионы уже пытаются внедрить импортозамещение А вот правительство решило позабыть об этой затее
К ноябрю Свердловская область может представить первый вариант программы по внедрению импортозамещения на производстве. Задача была поставлена весной – после принятия соответствующего постановления на уровне Федерации. В принципе, первые результаты есть, говорят промышленники. Так, готов черновик программы (вернее, подпрограммы). В то же время пионеры импортозамещения – УОМЗ и Невьянский машзавод – получили компенсации за новые разработки. Причем регионы показывают большую расторопность, нежели те, кто на это подбивал, – т.е. российские власти.
Уход от импорта
О срочности перехода российской промышленности на импортозамещение заговорили с весны. Толчком к этому стало осознание, что страна надолго потеряла многолетних экономических партнеров – предприятия-комплектаторы на Украине, в Европе, США и, например, в Канаде. Поэтому в марте на уровне федерального правительства было принято решение о запуске программы импортозамещения в различных отраслях реального сектора. После этого регионы начали разработки своих программ. В той же Свердловской области создали рабочую группу, в которую вошли сотрудники минпромышленности и науки, директора ведущих заводов, конструкторы и инженеры. Первым, кто получил задание на внедрение российских узлов и деталей вместо иностранных – стал входящий в ОМЗ Уралмашзавод. Однако и другие заводы Свердловской области тоже стали искать пути производства собственных узлов и деталей. Одним из первых о готовности внедрять собственные разработки заявило НПО автоматики.
Дальнейшие события показали, что озабоченность была оправдана. Уже в начале сентября крупнейшим машиностроительным предприятиям России пришлось сворачивать многообещающие и долгосрочные (так казалось раньше) партнерские программы с производителями из США и Канады. Одним из первых стал УВЗ, который вынужденно закрыл программы с американской Caterpillar и канадской Bombardier.
В конце сентября новым министром промышленности в регионе стал выходец с НПО автоматики – помощник гендиректора Андрей Мисюра. В целом, промышленники оценили кандидата положительно. Сейчас Мисюре ставят в плюс личное знакомство со сферой конструирования. Она, по мнению экспертов, и должна стать реальной базой для импортозамещения на предприятиях Свердловской области. «Мисюра был секретарем областного совета главных конструкторов. Это позволяло держать ему руку на пульсе», – говорит первый зампред свердловского отделения Союза машиностроителей России Андрей Бухмастов.
Первые результаты
По его словам, сейчас областные заводы уже приблизились к переходу с импорта на собственные детали и узлы. В пример приводят тот же Уралмаш. Прежде он закупал механизм верхнего привода для буровых установок в США и Канаде, тогда как сейчас лишился этой возможности в силу политики. Вернее, экономических санкций. В союзе говорят, что американцы и канадцы пользовались положением поставщиков и сильно накручивали цены на такие механизмы. Но сейчас Уралмаш ближе к выпуску собственной конструкции: на Дне машиностроителя на «Уралмаш – буровое оборудование» давали грамоты за внедрение механизма верхнего привода собственной конструкции. «Так что работы по импортозамещению идут. Другой вопрос, что сейчас это надо делать форсированным темпами – шлагбаум (заграничный) нам уже закрыли», – говорит Бухмастов.
Отвечая на вопрос, насколько универсальна в этом плане идея о развитии уральской инженерной школы, машиностроители полагают: «Это широкое понятие, тогда как нам нужны прорывные позиции». В первую очередь, говорят эксперты, надо определить ключевые позиции и механизмы и системы управления, которые нужны нашим собственным машинам. Ну а меры госсподдержки надо направлять на субсидирование, прежде всего, опытно-конструкторских разработок. «Туда и надо бросать силы. Это не только кадры – это научно-исследовательские и конструкторские разработки. Наши конструкторы работают в компьютеризированных системах. Сейчас один конструктор за день делает больше, чем 50 человек из одного КБ еще 10 лет назад. На это направление и надо делать упор, направив большую часть средств», – уверен Андрей Бухмастов.
Деньги есть
С финансированием замещения импорта проблем нет. Представители реального сектора уверяют, что средства выделяют. Причем регионалы делают это быстрей, нежели Федерация. «Деньги есть – федералы обещали, а областной бюджет уже дает. Так, компенсации за проведение НИОКР получили Невьянский машзавод (6 млн рублей) и УОМЗ. Учитывая, что такой высокий уровень оптимизации работ – даже такие небольшие суммы могут принести эффект», – говорит представитель одного из этих предприятий.
Параллельно доделывается программа по импортозамещению в промышленности. «В первой редакции она уже готова, основной вариант будет готов где-то к ноябрю», – подтвердили «Новому Региону» в «белом доме».
Однако отраслевики авторов торопят: «Подпрограмма разрабатывается, но пока только обсуждается. Ведь что такое импортозамещение? Это освоение производства того вида продукции, который у нас не выпускается и который мы приобретали за границей. Она у нас не внедрена, значит, мы не владеем технологией – иначе давно бы делали», – предупреждает Андрей Бухмастов.
«По идее, пока на какое-то время у производств есть запасы иностранных комплектующих. Опасности, что производства резко встанут, наверное, нет, – рассуждают близкие к производству эксперты. – Но с другой стороны жмет стагнация, а на самом деле настоящий кризис. Портфель заказов упал не только на Уралхиммаше… У многих предприятий проблемы. По заказам, которые планировались на четвертый квартал, идут отказы. Например, Артемовский машзавод остался без украинского заказа на крупные машины. Первая партия успела уйти, а дальше все прикрыли».
Федерация подводит
Но, как и бывает в России, – хорошо, быстро и четко здесь ничего не делается. Например, именно федеральное правительство первым забыло об объявленном им же самим курсе на импортозамещение. К такому выводу пришла Счетная палата РФ, которая подготовила заключение на проект бюджета на 2015 год и плановый период 2016-17 гг. СП указала, что в прогнозах экономического развития страны и подготовке федерального бюджета правительство РФ не учитывает рисков экономики и не учло необходимости переориентировать экономику на импортозамещение.
А значит, есть риск: если Федерация придерживает госденьги на внедрение российских изделий (о чем говорят свердловские промышленники), то с учетом «забывчивости» правительства Медведева как бы это не стало «проблемой-2015», если не трехлетнего периода, отмечает корреспондент «Нового Региона».
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».