российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Суббота, 24 февраля 2024, 04:37 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Исчезающее искусство: мозаичные панно советского Свердловска (ФОТО)

Екатеринбург уже много лет подряд принимает фестиваль уличного искусства, на котором художники расписывают огромные стены многоэтажек, основания эстакад и т.д. У этой традиции, впрочем, есть советский прародитель – монументальное искусство украшения зданий мозаикой. Увы, образчиков в Екатеринбурге осталось очень мало. NDNews.ru узнал, где на территории бывшего Свердловска еще можно увидеть мозаичные панно.

История монументального искусства, в том числе мозаики, конечно, началась не в СССР и даже не в ХХ веке. Культурологи относят первые панно, сложенные из мелких камешков, ко второй половине IV тысячелетия до н.э. На Руси мозаика появилась с приходом христианства, правда, особо не прижилась – из-за дороговизны смальты, из которой, собственно, и выкладывались узоры и изображения святых. Лишь во второй половине XIX века из-за влажного климата Санкт-Петербурга, где в Исаакиевском соборе осыпались фрески, было решено использовать мозаику. Так в Северной столице появилась Мозаичная мастерская, а позже один из ее сотрудников, Александр Фролов, открыл собственную студию. Она стала самой успешной в стране и, дожив до советской власти, мастерская уже под руководством брата основателя, Владимира Фролова, задала тон всему советскому мозаичному искусству. Например, именно Владимир Фролов курировал оформление мавзолея Ленина, реабилитировав сам жанр.

База отдыха «Хрустальная»

В послевоенное время настенная мозаика стала не только видом монументального искусства, но и рупором государственной пропаганды. В 50-е годы прошлого века в стране даже появились заводы по изготовлению смальты, а красочные мозаики, украшавшие стены жилых домов, спортивных комплексов, домов культуры и стелы, сохранились до сих пор. В бывшем Свердловске материал для мозаик поставляли завод ОЦМ и Свердловская гранильная фабрика, позднее переименованная в «Уральские», а затем и в «Русские самоцветы». Об этом NDNews.ru рассказали в Музее истории Екатеринбурга.

«Времена года», Герман Метелев

Что до самих мозаичных панно, то их в Екатеринбурге осталось не так много, а некоторые чудом избежали разрушения. Например, мозаика «Времена года» работы Германа Метелева – она находится на стене дома на Малышева, 76, – долгое время была завешена гигантской рекламной растяжкой. И только после долгих тяжб ее сняли, кстати, повредив панно.

«Мыслители», Герман Метелев

Еще одна работа Германа Метелева скрыта от взглядов прохожих – впрочем, и студенты, и преподаватели Уральского федерального университета, которые учатся в корпусе вуза на улице Тургенева, не всегда обращают внимание на мозаичное панно «Мыслители» в холле бывшего матмеха УрГУ.

«Освобожденный человек», Борис Тальберг

Другая мозаика – «Освобожденный человек» Бориса Тальберга, установленная на фасаде спорткомплекса «Урал» на Комвузовской – была едва не уничтожена во время реконструкции здания, к счастью, ее отреставрировали.

Мозаика на стенах ДК им. Лаврова, автор Борис Зуев

Хорошо известны екатеринбуржцам и две мозаики на стенах ДК имени Лаврова. Правда, немногие знают, что авторство обеих принадлежит свердловскому художнику Борису Зуеву.

Стадион «Юность»

И если авторы некоторых мозаик известны, то собрать хоть какие-то данные о ряде панно оказалось весьма непростой задачей. Так было с работой, которая украшает стену стадиона «Юность», с мозаиками, размешенными на фасадах Детской городской клинической больницы № 9, с панно, которое встречает посетителей Восточно-Европейского углехимического института (ВУХИН) и с мозаикой, установленной у Дома печати.

Одна из стен ВУХИНа

Так, в медучреждении после нескольких суток поисков не сумели найти хотя бы имя автора мозаики. Как рассказала агентству уже после публикации материала Ольга Орешко, автор панно – художник Николай Иванович Орешко, монументалист, живописец, член Союза художников России. Панно на стене ДКБ № 9 появилось в начале 90-х годов прошлого века.

ДГКБ № 9, Николай Орешко

В пресс-службе спорткомплекса «Юность» рассказали только о том, что панно недавно реставрировали, однако кто был автором оригинала, неизвестно. Более того, пояснений относительно авторства перечисленных объектов не смогли дать ни в екатеринбургских музеях, ни даже в Союзе художников Свердловской области.

Мозаика у входа в Дом печати, автор Вениамин Степанов

С работой у Дома печати помогли разобраться на факультете культурологии и искусствоведения УрФУ. Как рассказала NDNews.ru декан факультета Тамара Галеева, авторство принадлежит Вениамину Степанову, а панно появилось на стене у главной конторы свердловских газетчиков в 1984 году. По ее словам, часть мозаик, которые до сих пор можно встретить на территории бывшего Свердловска и области, могли быть заводскими – потому их авторство установить сложно. Впрочем, панно, которое украшает стену ДГКБ №9 – однозначно авторская работа.

Наконец, нельзя не упомянуть и более современный образчик монументального искусства. Речь идет о работе голландца Арно Кунена Demolition man, которую можно увидеть на стене корпуса УрФУ на Куйбышева, 48. Мозаика была выполнена, правда, не из смальты, а из облицовочной керамической плитки в 2002 году. И изображены на ней вовсе не студенты на паре, а молодые люди на трибунах спортивного стадиона.

Demolition man, Арно Кунен

Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Семен Саливанчук

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2015, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках