Третий день выставки «Иннопром» был полностью посвящен форуму «Технологии для городов». Одним из самых интересных событий стала пленарное заседание «Как города становятся умными» с участием российских и иностранных специалистов. Как передает корреспондент NDnews.ru, все привыкли считать, что умный город представляет собой комплекс компьютерных технологий, которые связывают воедино все сферы городской жизни и делает проживание в мегаполисе максимально комфортным. Но как показало сегодняшнее пленарное заседание на «Иннопроме», эксперты по-разному трактуют само понятие Smart City.
Для российских специалистов умный город базируется на современных технологиях. Вице-президент фонда «Сколково» Николай Грачев выделил три составляющие – энергоэффективность, экологичность и комфорт. По его словам, инновационный центр «Сколково» как раз может стать прообразом российских умных городов. «У нас уже построено несколько энергоэффективных зданий, работает прогрессивная подстанция, есть зарядка для электромобилей и многое другое», – отметил спикер.
На данный момент в России существуют три более или менее проработанных проекта умных городов – это Москва, Казань, и уже упомянутый Сколково. Помимо этого в каждом регионе есть свои наработки, хотя на пленарном заседании было сказано только про город Красноярск. В целом, по данной теме министерство строительства и ЖКХ России планирует в ближайшее время выпустить атлас наиболее производительных технологий. Чиновники надеются найти живой отклик у заинтересованных экспертов и готовы принимать их предложения по технологическому улучшению городской среды, рассказал заведующий лабораторией ИСС НИУ МГСУ Артем Седов.
В Европе выдвигается схожая концепция «умных городов», однако западные эксперты предпочитают делать упор не на технологии, а на вовлеченность граждан в процесс развития мегаполисов. Если кратко: умный город – это умные жители. «Технологии должны помогать оптимизировать все три составляющие «умного города», но они являются инструментом, а не панацеей», – отметил в своей речи директор Немецкого энергетического агентства Ульрих Бентербуш.
Иностранный специалист рассказал, что в Германии большое внимание уделяется работе над эффективным управлением энергоресурсами. Около 40% всей добытой энергии в стране уходит на отопление жилых домов, и чтобы снизить этот процент, в Германии идет активная перестройка и модернизация зданий. Причем делается это по большей части за счет частных вложений, а не государственных субсидий. По словам Ульриха Бентербуша, вложенные инвестиции немецких компаний окупаются за два-три года. Это заявление вызвало удивление у российских слушателей, и спикеру задали вопрос, каким образом энергетическим компаниям в Германии удается привлечь поставщиков для участия в таких проектах. Иностранец ответил, что эффективное использование энергоресурсов напрямую зависит от его стоимости. Если ресурс дешевый, люди его не берегут.
Второй показательный пример связан с тем, как Германия борется с проблемой мобильного передвижения горожан. «Самая простая технология – сделать так, чтобы люди не ехали в машине в одиночку, а например, отправлялись по утрам на работу вместе со своими коллегами. Также в немецких городах создаются своего рода хабы, когда горожанин может оставить свой автомобиль на парковке и пересесть на общественный транспорт», – рассказал Ульрих Бентербуш. Кроме того, в Германии очень поощряется транспорт на газовом топливе, так как он меньше наносит вред окружающей среде.
Директор ассоциации новаторских городов Сергей Журавлев в этом примере не согласился с иностранцем: «У нас в России мало кто захочет ехать на работу в компании коллег. Это довольно странный метод для умного города, с учетом того, что все современные технологии очень индивидуализированы». «Я был в Москве, и не понимаю, почему вам так нравится стоять в пробках. Странно то, что в России люди жалуются на пробки, но не хотят изменить свое поведение», – ответил на замечание немецкий специалист.
Еще один иностранный эксперт, член правления Совета по экологическому строительству Бора Ковачевич высказал иную концепцию умного города, но тоже тесно связанную с человеческим потенциалом мегаполисов. «Для нас умный город значит устойчивый и сопротивляющийся кризисам. Город – это не только власть, это все его жители. И между Россией и Западом есть огромная разница в процессе вовлеченность граждан на стадии раннего планирования развития умного города. Только лишь улучшением инфраструктуры нельзя решить городские угрозы – а их очень много. Проблема безопасности, плохая экология, политическая и экономическая нестабильность, преступность, в конце концов. Если помните, летом 2010 году Москва очень пострадала от смога лесных пожаров. Так вот, мобильные приложения и компьютерные технологии не помогут городам бороться с такими бедствиями, а люди могут это сделать», – высказался эксперт.
Интересный итог общей дискуссии подвел директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов. Он отметил, что тема Smart City для России еще плохо проработана. В нашей стране сейчас нет единой политики развития муниципалитетов и ведомственных решений по данному вопросу. Однако, вполне достаточно идей и разработок для качественного улучшения жизни в городской среде. Вопрос только в том, будут ли готовы к новым технологиям сами жители российских городов.
Екатеринбург, Валентина Ярославцева
Екатеринбург. Другие новости 10.07.15
Чем развлечь детей на Иннопроме: ракеты, поезда и рисующие роботы (ФОТО). / «Согласовано с изменениями»: на месте УПЗ появится дворец в классическом стиле (ФОТО). / На газоны Екатеринбурга высадили 2,5 миллиона цветов. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, РИА «Новый День»