Ждет ли Москву и Киев новый конфликт? Мнение экспертов
Скандал вокруг появления в Киеве провокационных рекламных щитов проекта «Россия», на которых Украина включена в состав СССР, может получить громкое продолжение. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», если требования привлечь к уголовной ответственности инициаторов этой акции, которые сегодня прозвучали из уст ветерана украинского националистического движения Степана Хмары, будут выполнены, то отношения Москвы и Киева могут резко обостриться. Уже известно, что к размещению рекламы может быть причастна некая российская структура, действующая при поддержке Кремля.
Рекламные щиты «Проекта Россия» появились в Киеве в минувшую пятницу. СМИ практически сразу увидели в этой акции руку Москвы, которая таким своеобразным образом могла дать ответ на действия Киева на брюссельской конференции, где руководство Украины заключило соглашение с ЕС о развитии газотранспортной системы своей страны без участия России.
Высказывались также версии о возможной причастности к проекту либо Арсения Яценюка, либо Партии Регионов, которые могли таким образом продемонстрировать или даже, в случае в регионалами, подчеркнуть свою близость к России накануне президентских выборов. Однако в Партии Регионов сразу же открестились от рекламы проекта «Россия», а со стороны бывшего спикера Верховной Рады Украины вообще не последовало заявлений. Зато член парламентского комитета Верховной Рады по иностранным делам депутат Андрей Парубий из пропрезидентской группы «За Украину!» увидел в плакатах угрозу украинской государственности, и призвал Службу безопасности найти заказчиков рекламы и наказать их. В результате через три дня в понедельник вечером рекламные плакаты были демонтированы после визита в рекламное агентство сотрудников правоохранительных органов. Сегодня последовало жесткое заявление Степана Хмары, призвавшего привлечь к уголовной ответственности всех, кто причастен к размещению рекламы «Проекта Россия».
Между тем далеко не все на Украине видят в рекламе «Проекта Россия» скандальную подоплеку. Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский полагает, что в сухом остатке это может оказаться обычная коммерческая рекламная кампания какого-либо товара, которую из-за поднявшегося ажиотажа уже можно считать успешной.
«Есть такой рекламный прием: появляется совершенно бессмысленный слоган, который должен привлечь к себе внимание, а вслед за ним идет новый, который разъясняет предыдущий. Например, «Проект Россия», а после этого появляется реклама, допустим, «Покупайте кофеварки «Россия». Сначала реклама людей будоражит, они начинают размышлять, придумывать разные версии, акцентируют свое внимание, и это гарантирует успех рекламной кампании. Я думаю, самое естественное объяснение этого проекта – коммерческая реклама, которая блестящим образом сработала, а затем могут появиться те же кофеварки «Проект Россия», – отметил в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион» эксперт, и при этом добавил, что такие приемы уже неоднократно применялись и в России, и на Украине.
Директор Киевского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов также считает, что для поднявшейся истории нет особого повода, поскольку это может оказаться обычная реклама третьего тома книги «Проект Россия». Он обратил внимание, что сроки появления рекламных щитов в Киеве и презентации издания полностью совпадают.
«Я вполне допускаю, что это могла быть реклама очередной книги. Как вы знаете, в России она вызывает определенный ажиотаж, в Росси она себя промотирует на конспирологических таинственных символах: никто не знает, кто автор, все догадываются, но только догадываются, соответственно таким же образом появляется и реклама этого проекта. Конечно, я могу только догадываться, почему эта реклама появилась в Киеве, но думаю, что если в России издана книга миллионным тиражом, то конечно же ее издатели надеются ее продать. А продать такой высокий тираж только в России очень затруднительно, поэтому, конечно же ее нужно рекламировать и на Украине и в других близлежащих республиках», – отметил эксперт в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион».
«В этой связи та истерия, которая поднялась вокруг рекламы на Украине, на мой взгляд, свидетельствует о комплексах, о боязнях и фобиях, которые распространены в украинском обществе, и в особенности в Службе безопасности Украины, которая видит заговоры чуть ли ни в каждом собрании свыше трех человек, которые собираются обсуждать будущее Украины не на официозных лозунгах и идеях», – заключил Владимир Корнилов.
Тем не менее, директор департамента политического консалтинга Martin Group Тарас Березовец в разговоре с корреспондентом РИА «Новый Регион» отметил, что демонтаж провокационной рекламы, которая может вызывать антиукраинские настроения и ассоциации, находится в русле той политики, которую проводит президент страны. Эксперт выразил даже недоумение по поводу того, что реклама проекта «Россия» вообще смогла появиться в Киеве.
«То, что этим щитам было не суждено провисеть долго, было понятно с самого начала, потому что с подачи президента Служба безопасности работает очень жестко по всем проявлениям, которые могут истолковываться в интересах Российской Федерации. Скорее странно то, что эта реклама вообще могла появиться, потому что всегда проходит согласование: правоохранительные органы имеют доступ к контенту, и появление такой рекламы можно было пресечь с самого начала», – отметил эксперт.
Он не исключил, что в данном случае имела место некая коррупционная составляющая. «Можете не сомневаться, что в 99% подобных случаев спорная реклама снимается», – констатировал политолог.
В этой связи он напомнил, что в свое время был громкий скандал, связанный с приездом в Киев ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошлым летом, когда были вывешены плакаты с надписью «Украина приветствует своего Патриарха». «Эти плакаты были истолкованы как антигосударственные и по настоянию секретариата Ющенко были заменены на более лояльные», – отметил Тарас Березовец.
Эксперт выразил уверенность, что в этой ситуации никто из внутренних политических сил не рискнул бы выходить с подобного рода рекламой и лозунгами. «Даже такие крайние пророссийские силы, как Наталия Витренко или Василий Волга побоялись бы такое делать. Поэтому я однозначно связываю эту рекламу с российскими политическим интересами. Другое дело, что теперь СБУ будет вынуждено докопаться и публично назвать заказчика акции», – отметил политолог.
По его оценке, задумка авторов проекта была, скорее всего, внести напряженность в двусторонние отношения, спровоцировать Службу безопасности на какие-либо резкие заявления или действия, чтобы можно было потом это отыграть и подогреть украино-российские отношения.
«Я не исключаю, что это могло делаться по просьбе каких-либо внутриукраинских сил. Теоретически лица, заинтересованные в росте подобного обострения, могут находить и в Украине», – сказал также эксперт.
Примечательно, что похожую точку зрения в интервью украинской газете «Дело», которая провела собственное расследование, высказал российский политолог Дмитрий Гусев. Со ссылкой на свои источники он сообщил, что цель размещения билбордов не в продвижении книги одноименной книги «Проект Россия», которая стала причиной скандалов в том числе, в России, из-за своего содержания.
По его словам, это только одна из частей «политического проекта, который задуман и поддерживается администрацией президента России и группой российских бизнесменов, которые хотят отстаивать свои интересы в Украине».
«Цель всего этого – продвинуть ряд тем, которые потом будут разыграны в интересах одного или нескольких кандидатов или политических сил на президентских и парламентских выборах. На данный момент проектом не делается ставка на кого-либо конкретного, но ближе к голосованию все указанные действия сольются в один политический мегапроект», – сообщил политолог.
Он также добавил, что уже сейчас реализации проекта «помогают определенные политические и экономические силы в Украине», но отказался уточнить, кто именно.
В этой ситуации рекламная кампания «Проекта России» в Киеве не кажется чем-то случайным. Как известно, двумя днями ранее до появления рекламы, 1 апреля, Верховная Рада Украины перенесла дату выборов президента Украины на 25 октября. Это обстоятельство наверняка заставило инициаторов «Проекта Россия» активизировать свои действия.
Так или иначе, правоохранительные органы, в том числе СБУ, а также представители Секретариата президента Украины ситуацию пока не комментируют.
По мнению наблюдателей, не исключено, что в настоящее время на самом деле проводится расследование, по результатам которого будут сделаны заявления, а их содержание наверняка будет антироссийским, поскольку подобные действия полностью вписываются в логику поведения нынешнего украинского президента и его структур. Вероятно, СБУ сделает все возможное для предотвращения реализации проекта «Россия»: похоже, что украинским силовикам и спецслужбам брошена перчатка.
Ссылки по теме:
Хмара требует посадить всех причастных к появлению рекламных щитов «Проект Россия» в Киеве >>>
В Киеве по требованию властей демонтированы рекламные щиты «Проект Россия» (ФОТО) >>>
Соратник Ющенко требует от СБУ найти авторов рекламных щитов проекта «Россия» в Киеве >>>
Кто включил Украину в проект «Россия»? >>>
Партия Регионов отрицает причастность к рекламным щитам проекта «Россия» в Киеве >>>
Скандал! Украину включили в проект «Россия» в границах бывшего СССР (ФОТО) >>>
Киев, Андрей Романов
© 2009, «Новый Регион – Киев»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».