Россия в среду наложила вето на принятие в Совете Безопасности ООН проекта резолюции о создании международного трибунала в отношении виновных в крушении малайзийского «Боинга» на востоке Украины 17 июля прошлого года, в результате которого погибли 298 человек. За принятие документа проголосовали 11 стран-членов Совбеза ООН (Великобритания, Иордания, Испания, Литва, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, США, Франция, Чад, Чили), трое (Ангола, Венесуэла, Китай) воздержались. Таким образом, проект резолюции не был принят.
За создание международного трибунала по расследованию обстоятельств крушения МН17 ранее выступили пять стран: Австралия, Бельгия, Украина, Нидерланды и Малайзия, делегация которой официально внесла 15 июля в Совбез ООН проект соответствующей резолюции. 17 июля к этой пятерке присоединилась Великобритания, имеющая статус постоянного члена Совета Безопасности ООН с правом вето. Согласно тексту документа, единственной целью создания трибунала является «привлечение к уголовному наказанию лиц, ответственных за преступления, связанных с уничтожением рейса MH17 Malaysia Airlines 17 июля 2014 года в Донецкой области Украины». Европейский союз также высказался за создание юридически обязывающего и надежного механизма судебного преследования тех, кто виновен в крушении малайзийского авиалайнера.
Россия, также имеющая право вето в Совбезе, считает инициативу создания трибунала по МН17 несвоевременной и ранее пообещала проголосовать против резолюции. Москва заявляла о нецелесообразности принятия данного документа, поскольку, по мнению российских властей, это станет еще одним очагом конфронтации и напряженности с «далеко идущими последствиями для международных отношений».
Постпред РФ при ООН Виталий Чуркин в своей речи по итогам голосования заявил, что проект резолюции, вынесенный на голосование, «был лишен какой-либо правовой и прецедентной основы».
«Мы неоднократно разъясняли все это коллегам, призывали подумать над альтернативами. Однако, авторы проекта отказались действовать в духе сотрудничества, поставили его на голосование, заранее зная, что это не приведет к положительному результату. Это, по нашему мнению, указывает на то, что политико-пропагандистские цели для них оказались более важными, чем практические. Это достойно сожаления», – заявил Чуркин. Сейчас, по его мнению, «эта спешка (с созданием трибунала – прим. ред.) преодолена, а если спокойно, тщательно поработать, то можно выйти на достойное решение.
Чуркин также отметил, у российской стороны сохраняются серьезные претензии к тому, как международные эксперты проводят расследование по делу о крушении авиалайнера.
«К сожалению, спустя год с даты принятия резолюции 2166 сохраняются серьезные вопросы к тому, как проводятся текущие расследования. Российским экспертам не был обеспечен равный доступ к материалам технического расследования: они в одностороннем порядке предоставляют свои данные и расчеты, но остаются в неведении, что делается с ними дальше. При этом мы неоднократно предлагали предоставить квалифицированных специалистов и оборудование для проведения сложных экспертиз (например, металловедческой, которая позволила бы на основе исследования поражающих элементов установить тип ракеты, сбившей самолет). Все это осталось без ответа», – заявил Чуркин.
В то же постпред заявил, что Россия «готова продолжать содействовать проведению полного независимого и объективного расследования причин и обстоятельств гибели малайзийского авиалайнера с опорой на положения резолюции Совета Безопасности ООН 2166 в целях выявления виновных и их последующего наказания». Чуркин подчеркнул, что сегодняшняя позиция Москвы «не имеет ничего общего с поощрением безнаказанности».
Представитель США в Совете Безопасности Саманта Пауэр обвинила Россию в «грубом игнорировании общественного возмущения в тех странах, которых коснулась эта беда». По ее мнению, вето Москвы «не может быть и не станет отрицанием правосудия для семей погибших». Пауэр убеждена, что виновные не останутся безнаказанными.
Глава МИД Австралии Джули Бишоп, присутствовавшая на голосовании Совбеза, назвала российское вето «насмешкой над обязательством России по международной ответственности».
Министр транспорта Малайзии Дато Тинг Лай, в свою очередь, заявил, что его страна подумает «о разработке других вариантов и механизмов преследования данного преступления». «Я хочу подчеркнуть, что Малайзию не остановит то, что произошло сегодня, – цитирует слова министра ТАСС. – Малайзия также изучит другие подходящие варианты механизмов преследования в связи с тем, что сегодня произошло. Мы не остановимся на этом и никогда не сдадимся».
Представитель Нидерландов заявил, что не понимает мотивацию России, которая заблокировала создание трибунала. «Мне сложно понять, чтобы член Совета Безопасности препятствовал правосудию в случае трагедии, где пострадало так много людей, – приводит слова министра иностранных дел Нидерландов Берта Кундерса «Интерфакс». – Моя страна не успокоится, пока все факты не будут установлены и правосудие не восторжествует. Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина продолжат совместную работу для нахождения оптимальных способов привлечения виновных и мы не будем терять время в этой работе».
В свою очередь, постпред Украины в ООН Юрий Сергеев заявил, что Россия «не может заветировать право стран, граждане которых погибли в катастрофе, требовать наказания для виновных». «Убежден, что трибунал будет утвержден», – подчеркнул украинский дипломат.
Постоянный представитель КНР при ООН Лю Цзеи, воздержавшийся при голосовании, отметил, что голосование было преждевременным. «В условиях, когда некоторые члены Совета по-прежнему испытывали серьезную обеспокоенность в связи с этим проектом резолюции, постановка его на голосование могла привести лишь к расколу среди членов Совета Безопасности, – сказал представитель Китая. – Это не поможет ни семьям жертв, не поможет установить факты, не поможет обеспечить того, чтобы виновные предстали перед правосудием. Вот почему Китай воздержался при голосовании по этому проекту резолюции».
Представитель Анголы Джао Джимолика заявил, что «учреждение трибунала – преждевременное решение». По его мнению, прежде всего необходимо дождаться результатов расследования.
«Мы убеждены, что резолюция 2166 продолжает оставаться применимой правовой основой для международного сотрудничества в интересах полного и независимого расследования», – полагает Джимолика.
По мнению постпреда Венесуэлы Рафаэля Рамиреса, проект резолюции содержал «политические элементы, которые могут подорвать доверие между сторонами, которое необходимо, чтобы надлежащим образом содействовать продолжающемуся расследованию».
«Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года под Донецком. В результате катастрофы погибли 298 человек, в том числе 193 граждан Нидерландов. Запад и киевские силовики обвинили в трагедии ополченцев Донбасса, утверждая, что те сбили самолет ракетой. В свою очередь повстанцы ДНР утверждают, что не обладают техникой, позволяющей подбить борт на такой высоте. Расследование, которое проводят международные службы, завершится не ранее, чем через год, а предварительный доклад ясности о причинах катастрофы не добавил.
Президент Украины Петр Порошенко выступил 17 июля с обращением к годовщине крушения малайзийского Boeing 777. В трагедии он обвинил Россию и ополчение самопровозглашенной Донецкой народной республики и призвал к «справедливому наказанию виновных».
Нью-Йорк, Наталья Аникина
Нью-Йорк. Другие новости 29.07.15
Украинский кризис стал «проверкой на прочность» евразийской интеграции. У ЕАЭС есть преимущества перед ЕС, – считают эксперты. / Запрещенные в РФ продукты будут уничтожаться с 6 августа. Путин подписал соответствующий указ. / Сергей Марков: Китайский бизнес вытеснит российский через ШОС. Для реальной интеграции сегодня не хватает евразийской идеологии. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»