Президент Турции Реджеп Эрдоган, ославившийся гонениями на журналистов и тех, кто даже в социальных сетях позволил себе негативные высказывания в его адрес, теперь пытается ввести турецкую цензуру в Германии. Турецкие власти действуют через местных «левых» и турецкую диаспору ФРГ. Сначала немецкие турки, а затем и сам Эрдоган потребовали уголовного дела для телеведущего канала ZDF Яна Бёмермана – за сатирический стих про турецкого президента. Немцы уже толерантно подчинились: уволили своего комика с ТВ. А прокуратура начала расследование.
31 марта телеведущий канала ZDF Ян Бёмерман в программе extra3 зачитал сатирический стих про Эрдогана. В скетче содержались реплики о репрессиях в Турции против христиан и курдов и обвинения Эрдогана в ущемлении разнообразных меньшинств, в том числе с намеками, что это может быть обусловлено собственными сексуальными девиациями турецкого президента.
Перед чтением стиха телеведущий упомянул телеканал NDR, который ранее высмеял турецкого президента за его авторитарное обращение с журналистами. Тогда Турция вызвала немецкого посла, требуя объяснений, но Германия отвергла протест Анкары. Бёмерманн затем заявил, что NDR имеет право на свободу творчества, свободу печати и свободу мнений, как и другие германские СМИ.
Сатира глубоко задела Эрдогана, который не терпит даже шуточных публичных выпадов в свой адрес. Действовать он решил через турецкую диаспору ФРГ и протурецки настроенных левых. Группа из 20 граждан ФРГ турецкого происхождения обратилась в прокуратуру, потребовав привлечь комика Бёмермана к ответственности за оскорбление госорганов и официальных представителей иностранного государства. Жалоба была принята, и 6 апреля стало известно, что прокуратура начала предварительное расследование по поводу сатирических куплетов. Немецкие власти признали возмущение турецкой стороны законным: Бёмерманн подозревается в нарушении 103-го параграфа УК ФРГ «Оскорбление органов и представителей иностранных государств», который предусматривает крупный штраф или до трех лет лишения свободы.
Как только делу был дан ход, к нему присоединился и сам оскорбленный Реджеп Эрдоган. Как сообщает «Немецкая волна», турецкий президент через юридическую фирму подал заявление в прокуратуру Майнца.
Ранее официальный представитель правительства ФРГ Штефан Зайберт заявил, что Германия рассмотрит просьбу Турции об уголовном наказании телеведущего за видео. Первая встреча представителей немецкого МИДа, министерства юстиции и ведомства федерального канцлера по поводу сатирического стихотворения прошла накануне, 11 апреля.
Пока прокуроры и дипломаты решают как отреагировать на попытку главы другого государства установить политическую цензуру в Германии, толерантные немецкие работники СМИ сами постарались выслужиться перед турками. Программу Яна Бёмермана убрали из эфира ZDF, а его самого уволили.
Напомним, предыдущий случай, когда турецкие официальные органы попытались вмешаться в медиажизнь Германии, был вызван роликом телеканала NDR.
Видеоматериал представлял собой переделку песни Нены (Nena) «Irgendwie, irgendwo, irgendwann» – на ее мотив были положены совсем другие слова: «Журналист, который написал то, что не понравилось Эрдогану, на другое утро уже попал в тюрьму».
«Говорите, женщины равных прав просили? Дубинками их не хуже мужчин колотили». В этот момент на экране появляются кадры того, как турецкая полиция разгоняет демонстрацию 8 марта. Заодно показан эпизод, когда Эрдоган заставил встать перед ним из кресла даму, которой оказалась канцлер ФРГ Ангела Меркель. Ролик был выложен на YouTube и с 17 марта собрал ужже почти 7 миллионов просмотров. А его версия с турецкими субтитрами – около миллиона.
«Подобная реакция турецкого лидера вредит только ему самому. Человек, превращающий обычную шутку в дело государственной важности, показывает в первую очередь мелочность своего восприятия. А заодно привлекает к шутке столько внимания, сколько она сама по себе никогда бы не привлекла», считают эксперты «Немецкой волны».
Реакция Эрдогана на иронию телевизионщиков выставляет его на посмешище. От собственного тщеславия турецкого лидера не может спасти даже немецкая дипломатия. Но этот демарш Анкары случился в очень удачный для нее момент: когда Германия связана по рукам проблемой беженцев. Причем власти ФРГ сами выбрали Турцию ключевым элементом разрешения этой проблемы и настояли на принятии всем Евросообществом условий, согласованных лишь в Берлине и Анкаре.
Берлин – Анкара, Алексей Усов
© 2016, РИА «Новый День»