Сергей Старовойтов: Пропаганда – эффективное оружие сегодняшнего дня Его используют все государства
Пропаганда – оружие сегодняшнего дня, используемое всеми государствами, и странно требовать от властей отказаться от него, считает политолог, глава Российского Центра изучения национальных конфликтов (ЦИНК) Сергей Старовойтов. Однако эффективной пропаганда становится лишь тогда, когда базируется на том, что принято называть национальной идеей. В противном случае мы получаем лишь набор манипуляций с сознанием граждан, делится своими мыслями эксперт в спецпроекте «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
«Если мы оттолкнемся от изначального смысла понятия «пропаганда» – то это лишь распространение некой информации с целью формирования общественного мнения. Термин демонизировали в начале прошлого века – с тех пор считается, что пропаганда является очевидным и неоспоримым злом, в отличие, например, от более мягких форм воздействия на сознание: рекламы и пиара.
Любители цветистой образности сравнивают пропаганду с насилием, в то время как рекламу и пиар называют обольщением. Но надо признать, что суть от этого не меняется – и в том, и в другом случае рецепиента используют в своих интересах. И в том, и в другом случае у объекта воздействия складывается ощущение собственной убежденности по тому или иному вопросу.
Если говорить о кремлевской пропаганде, то есть технологиях по формированию общественного мнения, используемых соответствующими структурами Кремля, то необходимо понимать, что пропаганда – это оружие современной войны. И оружие крайне эффективное. Было бы странно, если бы политические оппоненты действующей власти, как внутри, так и за границами России, использовали это оружие, а российские власти нет. Ведь никому сегодня не придет в голову требовать от государства отказаться, например, от внешней разведки, на том лишь основании, что разведчики действуют зачастую грубо и далеки от ценностей мультикультурализма. Но если речь заходит о пропаганде – то именно этого и требуют: разоружения в одностороннем порядке.
Другое дело – эффективность этой пропаганды. Здесь, наверное, следует отметить, что любая пропаганда эффективна лишь тогда, когда опирается на базовые ценности, национальные архетипы, коллективное бессознательное и в конечном итоге имеет своим фундаментом то, что называется национальной идеей. Не имея этого фундамента, любая пропаганда превращается лишь в набор в разной степени изощренных манипуляций с сознанием граждан. В этом случае она видна и, естественно, подвергается критике. В случае же базирования на общественно признанной и социально одобряемой национальной идее, пропаганда становится лишь способом трансляции национальных ценностей во внешнюю среду».
Москва, Татьяна Пашкова
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».