Александр Белоусов: Военная пропаганда Кремля списана с Первой мировой На внутреннем «фронте» успех, на внешнем – провал
Пропаганда в России успешно работает внутри страны, но не справляется с задачей привлечения союзников на мировой арене, считает кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН Александр Белоусов. По его словам, в настоящее время кремлевская пропаганда превратилась в военную и недалеко, при этом, ушла от пропаганды времен Первой мировой. Своими мыслями Белоусов делится в рамках спецпроекта «Кремлевская пропаганда: что это такое?»
К истории понятия
После того, как термин пропаганда был дискредитирован Геббельсом, он стал выходить из оборота, во всяком случае признаваться в том, что ты занимаешься пропагандой, как это было в 20-е годы прошлого века, стало дурным тоном. Начала меняться терминология, а также инструментарий. Однако изучение пропаганды на Западе, в отличие от России, остается на достаточно высоком уровне, правда теперь под ней подразумевается «все плохое, что делают враги», в то время как «все хорошее, что делаем мы сами» – уже не пропаганда, а формирование общественного мнения. Это дискредитирующий термин в глазах рафинированных европейцев, поэтому его использование по отношению к тому, как ведется информационная политика внутри России, не вполне целесообразно. А посему позиция о том, что никакой пропаганды у нас нет, это правильная позиция.
Кремлевская информполитика 2000 – 2013 годов
Выделяются 2 этапа: сурковский (2000 – 2011) и володинский (2012 – 2013). Они достаточно серьезно отличаются по стратегии и методам. До 11 года Путин был «президентом всех россиян», ставилась задача объединения страны, для чего внедрялись несколько политических и экономических идеологем: вертикаль власти, удвоение ВВП, суверенная демократия, стабильность, Россия-2020. Создавались каналы и структуры внедрения этих идеологем. После протеста конца 2011 – начала 2012 года, когда стала ясно, что Путину быть «президентом всех россиян» не имеет смысла, началась работа по ценностному оформлению путинского электората и одновременно дискредитации его противников. Был проведен четкий ценностный водораздел, нарисована большая жирная черта, черта путем режиссирования нескольких громких конфликтов между сторонниками и противниками Путина: например, Pussy Riots, усыновленные дети. Тогда же появился термин «духовные скрепы» и началось обсуждение философии консерватизма. Стал повышаться уровень презрения к гомосексуалистам, как символу европейских ценностей. Для приверженцев либеральных ценностей были придуманы хлесткие именования: креаклы, либерасты и др. Тогда же усилилась работа с патриотическими настроениями.
Российская военная пропаганда 2014 года
С обострением конфликта на Украине информационная политика перешла в режим военной пропаганды, где все методы считаются допустимыми. Фактически освещение событий в Украине ведется таким образом, как если бы Россия являлась участницей военного конфликта. Что касается методов ведения пропаганды, здесь ничего нового и экстравагантного придумано не было, задействовались стандартные методы, направленные на демонизацию врага, которым российские СМИ выставляли украинские власти. Почитайте знаменитую работу Гарольда Лассэулла 1928 г. «Техники пропаганды в Первую Мировую Войну», там все подробно описано. Например, весьма популярной темой военной пропаганды является тема сексуального насилия со стороны «врагов». Думаю, что нас еще предстоит услышать несколько занимательных историй на эту тему.
Единственное, что удивило европейских наблюдателей, это неожиданная интенсивность пропагандистской кампании с российской стороны. Поэтому нет ничего удивительного в росте всех возможных рейтингов власти.
Это что касается внутренней кампании, которая достаточно эффективна. Однако, что касается внешней пропагандистской кампании, кампании по формированию мирового общественного мнения и привлечению союзников, в этом, конечно, России всегда тяжело конкурировать с Западом и на этот раз переломить ситуацию не удалось. А ведь именно привлечение союзников еще со времен Первой Мировой является чуть ли не главной стратегической задачей военной пропаганды после «мобилизации ресурса общественного мнения» внутри страны».
Москва, Татьяна Пашкова
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».