Ларс фон Триер пал жертвой цензуры департамента кинематографии Киргизии?
Вслед за запретами религиозными в Киргизию пришли и запреты духовные. Впервые за всю историю независимости государства, в республике сняли с кинопроката на широком экране фильм – эротическую драму скандального датского кинорежиссёра Ларса фон Триера «Нимфоманка». Об этом стало известно за несколько дней до премьерного показа.
Сняться в откровенном и натуралистичном отображении жизни женщины, чьё кредо – иметь по 10 любовников в день, согласились Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Уиллем Дефо, Шайя ЛаБаф и Ума Турман. Первая часть ленты под слоганом «Забудь о любви» из категории «18+» должна была выйти на киргизские и российские экраны 14 февраля, вторая – 8 марта. Но по неизвестным причинам сеть кинотеатров «Синематика», уже начавшая рекламировать премьеру на сайте и в социальных сетях, решила сменить репертуар и удалила со своих ресурсов всякое упоминание о картине.
Комментировать причину такого решения сотрудники организации отказались, пообещав выложить объяснения через несколько дней на официальном сайте. Однако можно предположить, что причиной стало содержание «Нимфоманки». Трейлер, выложенный в «Фейсбуке»*, быстро оброс негативными комментариями. Особенно старался один пользователь под никнеймом «Кылыч Мырза».
− Вы с ума сошли? Кинотеатры с такой хорошей репутацией и решили показывать порнуху? Чему вы учите подрастающее поколение? Почему вы делаете идеалом образ падшей и развратной женщины? А потом все удивляются, почему в нашей стране так много извращенцев, педофилов, проституток. Вы бы лучше нормальные фильмы показывали! – возмущался он. – Синематика, я буду добиваться от депутатов, чтобы они запретили показ этого фильма. Так что лучше сами это сделайте, сохраните свою гордость и честь. Побойтесь Аллаха!
И, возможно, владельцы сети кинопроката просто испугались агрессивно настроенных и излишне нравственных граждан.
По мнению Эрнеста Абдыжапарова, известного киргизского кинорежиссёра, цензура всё же нужна.
− Возможно, что отмена показа связана с откровенными сценами, содержащимися в «Нимфоманке», не очень приемлемыми для зрителей. Хотя, насколько я знаю, в Кыргызстане отсутствует цензура, но есть Конституция, согласно которой нельзя пропагандировать с экрана откровенную порнографию, межнациональную и межрелигиозную рознь, − поделился кинорежиссер своими соображениями с «Новым Регионом-Азия». – Мы, вместе с департаментом кинематографии контролируем ленты, поэтому наше кино получается целомудренным и неполитизированным. Я не думаю, что фильмы, снятые в Кыргызстане, когда-либо будут запрещены. Что касается отмены, наверное, она вызвана желанием соблюсти меры безопасности. Как на фестивале «Бир дуйнө». Когда было рекомендовано запретить показ ленты «Я гей. Я мусульманин», потому что мусульманская часть зрителей выражала недовольство – мы ведь революционная страна! Не думаю, что этот шаг даст толчок дальнейшим проявлениям цензуры в киноиндустрии. Но я был бы согласен ввести ограничения на некоторые зарубежные картины, которые невозможно смотреть даже на фестивальных показах. Такие, как лента ныне покойного Алексей Балабанова «Груз 200». Они расстраивают психику, и я бы не хотел, чтобы они выходили в широкий прокат. Полагаю, что должен быть контроль для фильмов, ввозимых из-за рубежа.
Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2014, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».