AMP18+

Центральная Азия

/

Какие экологические проблемы и риски угрожают сельским жителям Киргизии?

Загородная жизнь ассоциируется, как правило, со свежим воздухом, единением с природой и экологически чистыми продуктами. Конечно, по сравнению с душным пыльным городом, отравленным выхлопными газами, сельская атмосфера гораздо благоприятнее, однако и здесь есть свои проблемы, связанные с экологией. Наиболее актуальные причины для беспокойств озвучил Дмитрий Ветошкин, директор общественного фонда устойчивого развития сообществ «Ырыстан», в ходе круглого стола «Экологическая безопасность в ЦА». Эксперт отметил, что вся человеческая деятельность в экосистеме сводится к максимальному обогащению. И если города называют «язвами на теле природы», то в сельской местности нагрузка на экологию хоть и менее сильная, но достаточная, чтобы вызвать беспокойство. С каждым годом ситуация усугубляется, и сельчанам приходится сталкиваться с новыми, всё более серьезными вызовами.

– Даже безобидный фермерский бизнес, рано или поздно, приводит к истощению земельных ресурсов. В итоге земледельцы с каждым годом получают всё меньше урожая и вынуждены применять сельскохозяйственную химию, что отрицательно сказывается на здоровье сельчан, – говорит Ветошкин. – Та же ситуация со скотоводством. Плачевное состояние горных дорог привело к тому, что оборот пастбищ ведётся либо очень слабо, либо вообще отсутствует. Происходит всё большее загущение высокогорных пастбищ. Например, в Суусамырской долине можно увидеть заросли караганы, которые захватывают пастбищные угодья. Пастбища деградируют, их продуктивность падает, и вместо кормовых злаков появляются ядовитые растения.

Ещё одной угрозой сельской экосистеме, помимо горнорудного производства и браконьерства, директор ОФ «Ырыстан» назвал нерациональное использование водных ресурсов. Упущение очень серьёзное, учитывая, что Центральная Азия находится в поясе пустынь, и сохранение зелёных территорий должно быть в приоритете. Другая проблема – изобретение новых химических веществ и сырья вроде пластика и полиэтилена. В мусорку отправляются пакеты, баклажки и прочие биологически неразлагающиеся отходы. Если территория свалки Бишкека хотя бы определена, то в сёлах границы свалок не обозначены. Проживание в непосредственной близости с горами мусора вызывает падеж скота, съевшего полиэтилен, и приводит к возникновению сильных очагов инфекционных заболеваний.

– Те загрязнения, с которыми сталкивается сообщество, включают в себя и урановые хвостохранилища – наследие Советского Союза, – отмечает Ветошкин. – Сегодня в Центральноазиатском регионе расположено более 800 миллионов тонн токсичных радиоактивных отходов, и большинство территорий урановых захоронений не обеспечены охраной. Например, в Каджи-Сае «сталкеры» нарушают верхний слой хвостохранилища, добывая цветной и черный металл, оставшийся после производства.

Последствия небрежного отношения к окружающей среде неутешительны: по словам эксперта, это и природные катастрофы, и низкий уровень доходов сообществ, ведущих натуральное хозяйство, и нехватка ресурсов, и изменение климата. Выход из этой ситуации, по его мнению, заключается в деятельности государственных и общественных экологических организаций, формировании нового отношения к состоянию экологии, создании технологий и законов, способствующих охране природы.

Кыргызстан, Бишкек, Кристина Ахрамеева

© 2014, «Новый Регион – Азия»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Центральная Азия, В мире, Общество, Кыргызстан,