Нехватка учебников и учителей – проблема №1 в школах Киргизии
Молодёжный парламент республики провёл исследование, в ходе которого выяснил, что в системе среднего образования в Киргизии существует масса проблем. Это и нехватка учебников, и кадровый дефицит, и школьные поборы, и отсутствие мультимедийных технологий в школах. Также активисты затронули вопросы рэкета и прикладных занятий.
– Молодёжным парламентом с 31марта по 10 апреля 2014 года было проведено общереспубликанское социологическое исследование. Оно охватило три блока респондентов: ученики, учителя и родители, – рассказала «Новому Региону-Азия» участница МП Эльнура Исабаева. – Проводилось исследование в семи областях Кыргызстана и двух городах республиканского значения – Оше и Бишкеке. Впервые была применена уникальная специфика выборки. Мы понимали, что у ребёнка в селе нет доступа к такому же уровню образования, какой, скажем, получает ученик, живущий в крупном городе. Поэтому взяли четыре школы: две городские – школа-лицей и средняя общеобразовательная, и две сельские – школа, максимально приближенная к городу и из отдалённого района.
Несмотря на то, что в большинстве учебных заведений имелись вполне житейские проблемы с канализацией и отоплением, ученики запросили у добродетелей планшеты, интерактивные доски и проектор. – Поразило то, что мало кто из руководства жаловался на проблемы с кровлей, – отметил Артур, член МП. – Зато оснастить классы мультимедийной аппаратурой просили практически все, в том числе и сёлах, куда Интернет ещё не провели. По словам педагогов, ребятам скучно изучать материал по устаревшей системе. Активисты молодёжного парламента в целом поддерживают использование новых технологий в обучении. Кроме того, по их мнению, таким образом можно решить проблему нехватки учебников, которая сегодня остро стоит в школах. – Использование во время обучения планшетов или ридеров, безусловно, положительно отразится на образовательном процессе, – отметила Эльнура Исабаева. – В один такой электронный носитель можно загрузить несколько десятков, а то и сотен книг. Это могло бы решить проблему дефицита учебников, которую, кстати, обозначили 21% респондентов. Всего-то надо будет отсканировать учебники и распространить в электронном виде. Мы уже дали свои рекомендации на этот счёт.
На втором месте после изношенных учебников и морально устаревших программ стоит кадровый дефицит. По словам участников молодёжного парламента, здесь кроется огромный пласт нерешённых проблем. – Сегодня в школах работают учителя уже пенсионного возраста, которым пора на заслуженный отдых, либо совсем молодые педагоги без опыта. В некоторых сёлах учитель вынужден вести два-три предмета не по своей специальности. Кроме того, к нам поступили жалобы от родителей, которые не довольны степенью подготовки молодых преподавателей. По данным исследования, 45,3% учителей занимаются преподавательской деятельностью порядка 30 лет. Для решения кадровой проблемы, по мнению участников МП, необходимо поднятие заработной платы. Порядка 22% учителей видят решение именно в увеличении финансового вознаграждения за свой труд. От статуса преподавателя зависит будущее национальной системы образования. Люди этой профессии должны получать достойную оплату, чувствовать себя свободными людьми. Только такие наставники способны воспитать свободного гражданина.
Однако при тщательном изучении ситуаций в школах выяснились и другие проблемы. Неприятным моментом стали признания школьников о том, что они подвергаются рэкету со стороны своих сверстников. Из 576 опрошенных учеников (7-11 классов) 58 ответили, что становились жертвой насилия. – У нас пока нет чёткого ответа, как решить эту проблему, – сказал Артур. – Но мы уверены, что в разрешении ситуации должны участвовать все стороны – и родители, и учителя, и сами школьники. Кроме того, необходимо привлечение участковых или инспекторов по делам несовершеннолетних. Самый большой уровень школьного рэкета зафиксирован в Джалал-Абаде – 50% опрошенных отметили эту проблему, на втором месте Баткен – 40% и на третьем месте – Бишкек и Иссык-Куль с 37,5%. Но и это не единственная причина, по которой ребята иногда не хотят идти в школу. Были и те, кто признался, что к ним со стороны учителей «особое» внимание из-за их социальной неустроенности. Ребят чаще наказывают, публично унижают. И таких немало, порядка 7,5%, а это почти 43 ученика.
Современные киргизские школьники хотят вместе с аттестатом получать и профессиональные навыки, которые могут помочь при дальнейшем трудоустройстве. За введение в школах предметов по профориентированию выпускников выступили 25,9% респондентов, чуть меньше – 24,3% хотели бы получать навыки автовождения. Также популярны среди старшеклассников курсы шитья и столярное дело. Родители тоже поддерживают ребят в рвении получить профессию. За введение в учебных заведениях дополнительных внеклассных занятий и кружков выступили 11,3% опрошенных. Все предложения, полученные от родителей, учителей и учеников в ходе исследования, будут переданы в виде рекомендаций к кодексу «Об образовании».
Кыргызстан, Бишкек, Мария Индина
© 2014, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».