AMP18+

Центральная Азия

/

Русский драматический театр Киргизии открыл юбилейный 80-й сезон

Культурная общественность Киргизии отметила праздник: Государственный национальный русский драматический театр имени Ч. Айтматова открыл юбилейный 80-й сезон. Он посвящён памяти народного артиста Киргизской ССР Вячеслава Казакова и театрального режиссера, директора Русского театра драмы имени Н.К. Крупской, заслуженного деятеля искусств Кыргызстана, заслуженного деятеля искусств России Владислава Пази. Оба мастера внесли огромный вклад в развитие театрального искусства на подмостках единственного в республике русского театра, и поэтому на актёрах лежала большая ответственность – достойно начать сезон. С классики – драмы «Бесприданница» А.Н.Островского в постановке российского режиссёра Татьяны Захаровой. Её авангардные решения уже воплощались на бишкекской сцене в постановках «Дорогая Памела», «Хочу быть лошадью» и «Смерть Тарелкина». И на этот раз она поступила не менее смело – сделала драматическую историю трагифарсом. Постановка вышла неоднозначной: после премьеры спектакль интенсивно обсуждают и в социальных сетях, и в комментариях под новостями об открытии сезона. По бурным овациям в конце спектакля, обсуждению и критике – можно назвать его успешным. По тому, что почти 50 % зрителей демонстративно покинули зал – сказать, что спектакль провалился.

За несколько дней до премьеры в СМИ появилась информация, что спектакль не состоится – мол, не готово ничего: ни костюмы, ни декорации… О том, что описанное соответствует действительности – сомневаться не приходилось. Театр сейчас переживает не лучшие времена – оправиться после скандального ухода его бывшего директора Бориса Воробьёва ему до сих пор не удалось. Тем не менее, билеты были раскуплены и в назначенный час десятки зрителей всех возрастов собрались в здании в центре Бишкека, чтобы оценить новую постановку. И были поражены. Вместо классической версии декораций – пышной мебели и расфранченных костюмов – потрёпанные жизнью кресла и стол, небольшой шкафчик, и актёры в обычных чёрных платьях, брюках,жилетках и цилиндрах – не первой свежести. Это город Бряхимов, где стремятся подражать крупным городам во всём – особенно в пороках. В стремлении выгодно выдать дочь замуж – нет равных молодящейся, имеющей грубоватые манеры бывшей проститутки Харите Игнатьевне (Нелли Плешакова). В стремлении поразвлечься с молоденькими дамами, будучи в браке – купцу Кнурову ( Валерий Крайнов). В желании разбогатеть и стать «настоящим негоциантом» любой ценой, пройдя по трупам- молодому предпринимателю Вожеватову ( Дмитрий Бондаренко), который во всём берёт пример с Кнурова. Тоска, пошлость, вульгарность и лизоблюдство одних обитателей городка, пренебрежение ко всем, кто не имеет достаточно золота, других – это окружение слегка помутило рассудок и расшатало нервы Ларисы Дмитриевны (Яна Колесникова)– умной и красивой, но бедной для удачного брака девушки. Чтобы не сойти с ума от бедности и «табора», устраиваемого в доме маменькой, «доящей» потенциальных женихов, Лариса соглашается на брак с Карандышевым (Владимир Кисляк). Мелким чиновником, способным только на то, чтобы задирать нос, будучи взятым «из грязи в князи» и буквально оплёвывать исподтишка удачливого Паратова.

Эта история известна всем со школьной скамьи, но Захарова решила раскрыть её с другой стороны. Со стороны страстей и страстишек, пороков и выгоды, к которой стремятся все герои пьесы. Безысходность, трагикомизм, пошлость жизни в маленьком городке, который в чём-то напоминает Бишкек, Захарова передала не только сменой жанра постановки, но и пластикой, телодвижениями актёров. Светлана Скосырская, балетмейстер, помогла воплотить её замысел в жизнь. И вот Вожеватов подобострастно вьётся вокруг Кнурова, Лариса при упоминании Паратова бьётся в танцевальной истерике, а сам Паратов буквально пинает ногами влюблённую в него и опозоренную им женщину, после того, как она доставила ему «удовольствие и счастье».

Но зрители оказались поклонниками более канонической, классической версии спектакля. И не прошло и двадцати минут, как из зала начали выходить первые зрители –театралы со стажем. Вели они себя крайне неинтеллигентно: покидая зал, они возмущались вполголоса: «Да разве же это – Островский?! Ничего не понятно! Прыгают, шумят! Испортили классику!». Затем начали выходить уже представители среднего поколения – те ничего не говорили, только стучали каблуками и громко шуршали пакетами, спускаясь по лестнице к выходу. К антракту осталось только две трети от изначально сидящих в зрительном зале. В фойе, помимо съестного, оказался столик с бесплатным пивом, предоставленным одной из местных компаний. Она же устроила розыгрыш призов с фирменными логотипами – нужно было лишь сидеть на «счастливом кресле». Этой церемонии не вынесла ещё часть зрителей, и в конечном итоге до начала второго акта досидело лишь чуть более 50 процентов зрителей – преимущественно молодых и среднего возраста. Зато они не могли оторвать глаз от происходящего на сцене: накал страстей достиг предела. Фарс стал превращаться в трагедию. Трагедию матери, которая не смогла уберечь от бед и выгодно пристроить замуж дочь. Трагедию обманутого мужа, над которым посмеялось высшее общество. Трагедию любящих друг друга женщины и мужчины, которые не могут быть вместе. Кульминацией стало объяснение между Ларисой и Карандышевым. Под тяжестью свалившегося на неё позора она окончательно сходит с ума – превращается в куклу, которой она и была для своего окружения. Механический голос на грани срыва, пластика робота – от игры Колесниковой пробирает дрожь. Монолог женщины, нашедшей себе имя – «вещь» – и «хозяина» – прерывает пистолетный выстрел сзади. Зал ахает... А затем – долго аплодирует, вызывая актёров и режиссёра на поклон.

– Это было интересно – такого у нас никто не делал! Как можно говорить о том, что театр «такой» или «не такой», применять какие-то табу? Не считаю, что такая интерпретация «Бесприданницы»– кощунство. Если тебе не понравился спектакль-это уже искусство. Потому что он должен вызывать реакцию: либо критику, либо осуждение. Если получается «середнячок» – то это уже не искусство. Это уже халтура, коммерция ради заработка, о которой потом неприятно вспоминать, – поделился с «Новым Регионом-Азия» Дмитрий Бондаренко, исполнивший роль Вожеватова. – Работа с Татьяной Захаровой – это вообще что-то нереальное! Это был мой первый опыт работы с ней, очень любопытный! Это был кайф, до этого я не участвовал в таком. У неё очень своеобразная манера постановки спектакля. Когда начинали работать , она всегда говорила нам: «Я-режиссёр несерьёзный, поэтому ведите себя несерьёзно, давайте побалуемся на сцене!». И мы работали на кураже: понравилась находка – взяли, что-то – отмели в процессе работы, что-то предлагали до последнего. Много было пластики, я в таком ещё не работал. Новое-всегда интересно! Научили многому, чего раньше на сцене и представить не мог – каким-то трюкам, пластическим движениям. Это очень полезно, и забрал это к себе в багаж с удовольствием! К сожалению, этот спектакль будет идти всего четыре раза. Режиссёр уезжает и на данном этапе это последний её проект с театром в этом году.

Вызов зрители приняли и оценили. Но – среднее и младшее поколение. Старшее же поколение театралов было смущено и возмущено.

– Даже не знаю, как к этому отнестись – положительно, или отрицательно. Скорее, отрицательно: классика – всё-таки классика, и с ней так вольно обходиться нельзя: Островский в гробу перевернулся, – считает Галина Данильченко, преподаватель КРСУ. – Но и такая постановка имеет право идти на сцене. Приходила на спектакль вместе со студентами, и им очень понравилось!

– В Русском театре действительно «успех». Такие «успехи» случались и ранее в виде « Короны мертвеца», «Свадьбы не в Малиновке», «Смерть Тарелкина», «Гамлет перезагрузка» и другие шедевры современного театрального процесса. Но не воспринимает наш бишкекский зритель эти шедевры и нельзя его винить в плохом или дурном вкусе, как говорят – о вкусах не спорят. И я не заметила чтобы хоть в одном комментарии оскорбляли театр . Все пишут о непрофессионализме директора и главного режиссера , о плохой репертуарной политике. и как это не прискорбно но это правда. А если говорить о пошлости то это «Валентинов день», это пиво и водка на розлив в фойе театра, это продажа мяса и фарша, это выставки кошек и собак, это арендаторы в каждом углу, это интриги в коллективе и многое- многое другое что происходит в последнее время в театре. А что касается «Бесприданницы» то такое тоже имеет место быть, а будет ли у неё зритель, покажет время, – пишет в комментариях на одном из новостных сайтов пользователь, подписавшаяся «Татьяна».

Кыргызстан, Бишкек, Елена Короткова

© 2014, «Новый Регион – Азия»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Центральная Азия, В мире, Культура, Общество, Кыргызстан,