20 тыс. рублей – именно такую сумму нужно брать ежегодно с официально неработающих россиян. Об этом заявил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, комментируя инициативу о введении так называемого «налога на тунеядцев». Причем он считает, что 20 тыс. рублей – «даже маловато».
В интервью РИА Новости Топилин пояснил: «Давайте исходить из того, что человек легально работает, когда он заплатил подоходный налог. За год, если считать его с МРОТ, сумма составит 11,7 тысячи рублей. Если человек «в тени», за него взнос в фонд ОМС платит субъект РФ. В среднем в регионах – 8-9 тысяч. Итого 20 тысяч в год, для начала». По его словам, в министерстве хотят «выявить тех, у кого есть доходы, но они ничего не платят, ни в чем не участвуют». Впрочем, пока нет ясности, когда может появиться соответствующий законопроект.
Топилин подчеркнул, что 20 тыс. – условная цифра, формируемая на основе подоходного налога и взноса в ФОМС, «это минимальный уровень участия»; сбор должен взиматься только с граждан трудоспособного возраста.
Ранее замминистра труда Андрей Пудов заявил, что Минтруд обсуждает возможность введения налога для трудоспособных лиц, официально нигде не работающих («налог на тунеядство»). Впрочем, и эксперты, и представители других министерств заявили, что у данного проекта очень много слабых мест и вообще непонятно, как выявлять «тунеядцев» в условиях современной российской экономики, где труд не является обязанностью каждого гражданина, как это было в СССР. В МЭР посоветовали вместо «налога на тунеядцев» стимулировать выход предпринимателей из тени.
Первым в бывшем СССР вернул советскую практику наказаний за отсутствие официального трудоустройства президент Белоруссии Александр Лукашенко. В апреле прошлого года он подписал декрет «О предупреждении социального иждивенчества». Согласно этому документу, лица, не участвующие в финансировании госрасходов более полугода, будут обязаны платить сбор в размере 3,6 млн белорусских рублей (чуть более 12 тысяч российских рублей). Этот закон распространяется не только на граждан республики, но и на проживающих в стране иностранцев.
Около года назад депутат ЗакСа Петербурга Андрей Анохин подготовил пакет поправок в федеральные законы, согласно которым россиян, уклоняющихся от трудоустройства свыше шести месяцев при наличии подходящей работы, предлагалось наказывать исправительными работами сроком до 1 года. Для этого в Конституции РФ предлагается прописать, что труд – это не только право, но и обязанность каждого гражданина. Согласно законопроекту, не считаются тунеядцами граждане до 18 лет, инвалиды, родители детей-инвалидов, женщины с детьми в возрасте до 14 лет и ряд других категорий граждан. Законопроект получил широкий общественный резонанс. Большинство регионов страны поддержали данную инициативу.
Тогда же Роструд выступил с предложением ввести налог для безработных: для тех, кто не имеет официального места работы, но не встал на учет на биржу труда. Такие граждане, считают в Роструде, работают неофициально, ни сами, ни работодатели не платят налоги, потому для них нужно ввести отдельный сбор. Также Роструд собирался проверять реальные доходы населения, сопоставляя данные регистрируемых транзакций граждан с теми средствами, что поступают в Пенсионный фонд.
Однако в Кремле сразу же заявили, что планов по введению наказания за тунеядство не существует.
В декабре прошлого года ВЦИОМ провел опрос о введении наказания на тунеядство. Мнения разделились почти поровну – «за» высказались 45% респондентов, против – 46%. Не нашли ответа 9%. Однако большинство все же высказалось против конкретного наказания за тунеядство: за то, чтобы наказывать исправработами до года тех, кто уклоняется от трудоустройства свыше шести месяцев при наличии подходящей работы, выступают 45% опрошенных, против – 47% опрошенных. Под «тунеядством» большинство россиян (45%) понимают безработного человека, который не работает без уважительной причины. Для 21% россиян тунеядец – это безработный, для 8% – иждивенцы, живущие за чужой счет, для 5% – неработающие алкоголики и наркоманы.
В Конституции СССР труд являлся «обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина». В Уголовном кодексе была предусмотрена ответственность за ведение «паразитического образа жизни» в случае, если гражданин проживал на нетрудовые доходы более четырех месяцев подряд (ст. 209-я). В 1991 году статья за тунеядство перестала действовать, и в нормативных актах появилось понятие «безработица». Каким образом в современной России, где труд официально и законодательно не является обязанностью гражданина, будут на практике реализовывать «налог на тунеядство» – пока что никто из чиновников не уточнил. Вероятно, как минимум, необходимо будет внести изменения в Конституцию, снова сделав труд обязательным.
Москва, Зоя Березина
Москва. Другие новости 21.10.16
В Британии появились клоны крупных российских нефтегазовых компаний. / «Клановый капитализм»: департамент образования Москвы перестарался с «Просвещением» Ротенберга. / Аэропорт Пулково запросил у банка «Пересвет» свои депозиты на 3,8 млрд рублей. Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»