«Новый Регион – Екатеринбург» начинает спецпроект, рассказывающий о громких и резонансных уголовных делах советского и постсоветского периода на Среднем Урале, а также о сыщиках и следователях, раскрывавших самые сложные и запутанные преступления. В подготовке материалов редакции помогают действующие и бывшие сотрудники правоохранительных органов, непосредственно участвовавшие в поимке грабителей, убийц, насильников и других криминальных элементов. Серию публикаций начинает рассказ о вопиющем убийстве еврейской семьи Ахимблит. Пожалуй, это был самый кровавый налет в истории Урала прошлого века, тревожная новость о котором, без преувеличения, облетела весь мир.
«Так будет со всеми жидами»
29 января 1964 года. В одиннадцатом часу вечера в городскую пожарную охрану Екатеринбурга поступило сообщение, что около Центрального стадиона на улице Крылова горит частный жилой деревянный дом. Возгорание вскоре было ликвидировано, и после разбора пепелища выяснилось, что подпол дома забит человеческими трупами. На место незамедлительно была вызвана милиция. Правда, собрать хоть какие-то улики было сложно – при тушении пожара оказались залитыми водой и покрыты льдом все следы преступления. По словам правоохранителей – участников тех событий, в сложившейся ситуации сыщикам пришлось разводить огонь и топить этот лед.
В итоге из подпола сгоревшего дома были извлечены семь трупов – четырех мужчин и трех женщин. Среди них была семья директора городского рынка Арона Ахимблита – его жена и 13-летний сын, и другие родственники супруги – 70-летняя мать, 38-летняя сестра, 25-летний племянник, а также участковый врач из поликлиники. Всем убитым были нанесены ножевые ранения и тяжкие телесные повреждения твердым тупым предметом (примерно 50 сантиметров в длину). Руки жертв были связаны, а к забору дома приколота записка на фанере с текстом антисемитского содержания: «Так будет со всеми жидами». Такой своеобразный «автограф» после себя оставили убийцы.
Буквально через сутки зарубежные СМИ, в числе которых – «Голос Америки», трубили на все лады, что в России началось массовое убийство евреев. Иностранные журналисты сообщали о том, что в Свердловске на «почве межнациональной вражды вырезана целая иудейская семья». «Учитывая это обстоятельство, на карту был поставлен престиж не только свердловской милиции, но и страны в целом. Из Москвы прибыл заместитель министра внутренних дел Кудрявцев с группой сотрудников МУРа», – вспоминает события тех дней легендарный свердловский сыщик Олег Чернов, в то время работавший в должности оперуполномоченного УВД Свердловска. Столичные сыщики вместе с уральскими коллегами начали искать преступников днем и ночью.
Антисемитизм, наглый бандитизм или провокация?
С первых шагов правоохранители выдвинули версию о том, что преступление было действительно совершено на национальной почве (к слову, по данным КГБ, за предыдущий, 1963 год, в республиках СССР было совершено 130 таких преступлений – прим. «НР»). Тем более что погибшие жили в достатке, имели автомобиль, и это могло вызвать зависть. Дворовые мальчишки рассказали сыщикам – в день убийства они видели двух почтовых работников, которые подходили к дому Ахимблитов. Милиционеры провели небольшой эксперимент – могли ли почтальоны в своей сумке пронести предмет типа дубинки? Как оказалось – это вполне возможно. После этого стражи порядка нашли тех двух работников почты, о которых говорила детвора. Их поведение сыщикам показалось подозрительным. Но выяснилось, что они вышли на работу в день преступления пьяными, уснули в кустах и потеряли сумку с почтой, о чем боялись сказать своему руководству. Свидетели подтвердили, что видели спящих почтальонов, и следствие оказалось в исходной точке.
Милиционеры сконцентрировались на другой версии – о чисто корыстном преступлении. На этом настоял Илларион Дурасов, работавший в 1964 году в должности замначальника отдела общественной безопасности Управления милиции Свердловска. Он высказал предположение, что национальный признак в данном случае не имеет никакого значения, следствие должно сконцентрироваться на том, что Арон Ахимблит ввиду своей должности мог хранить в доме на Крылова большие суммы денег и драгоценности.
Помимо этого, сыщиками проверялась информация о якобы спрятанных сокровищах еврейской общины, в поисках которых злоумышленники и могли перевернуть весь дом на Крылова и зверски убить целую семью. Изучая историю семьи Ахимблитов, милиционеры узнали про тестя Ахимблита по имени Моисей (он являлся ветераном войны, боевым летчиком), который на пенсии стал руководить региональной еврейской общиной. По слухам, он имел шкатулку, в которой хранил денежные средства, собранные с верующих на строительство синагоги, которой в то время в Свердловске не было. Однако выяснилось, что Моисей умер за год до вышеуказанного убийства. И где могла находиться эта шкатулка, сложно было представить. Зато появились сведения о том, что после смерти Моисея собранные на синагогу деньги были розданы верующим обратно. В общем, версия о неких сокровищах евреев больше походила на выдумку. Милиционерам от этого было не легче – выйти на след преступников по-прежнему не удавалось.
Раскрытию тайны гибели еврейской семьи помог случай
По некоторым данным, следствию не помог даже внедренный в криминальный мир Свердловска под видом вора, скрывающегося от правосудия, московский милиционер. Тайный агент вскоре был раскрыт, исчезнувшего «уголовника» нашли мертвым.
«Некоторые считают, что зверское убийство семьи Ахимблит не смогли раскрыть местные сыщики. Поэтому в Свердловск и выезжали сотрудники МУРа, которые поймали бандитов и под фанфары отбыли в столицу. Газеты той поры тоже писали по убийству дифирамбы москвичам, а свердловским сыщикам отводилась роль неуклюжих подмастерьев. Сегодня некоторые репортеры и телеведущие повторяют эту далекую от истины версию раскрытия преступления. Но я-то лично принимал участие в задержании изобличении организаторов злодеев, поэтому могу рассказать, как все происходило на самом деле», – рассказывает Олег Чернов.
По его словам, раскрытию убийства помог случай, а если быть точнее – агентурная сеть в криминальном подполье, которая тогда была у свердловских милиционеров. 12 февраля 1964 года старший опер угрозыска УВД Свердловска Николай Калимулин встретился со своим осведомителем. Поздоровавшись, агент сходу огорошил сыщика вопросом: «Ну, старлей, хочешь стать генералом?» и рассказал, что убийство семьи Ахимблит с поджогом дома у стадиона совершили братья Владимир и Георгий Коровины со своими собутыльниками Щекалевым и Патрушевым. Они также причастны к убийству старшины милиции Шаронова, с которым расправились в августе 1963 года в районе автовокзала (это преступление оставалось нераскрытым – прим. «НР»). Часть похищенных денег, облигаций и других ценностей, отметил осведомитель Калимулина, злоумышленники спрятали на чердаке дома на улице Малышева, где располагалась редакция журнала «Урал».
Сыщик знал, что такие помощники иногда не прочь порисоваться или подкинуть явную «липу», а потому уточнил мельчайшие детали и обстоятельства. Убедившись, что сведения правдивы, он доложил обо всем наверх. Милиция «встала в ружье».
В считанные минуты информационный центр милиции представил исчерпывающие сведения о подозреваемых. Оказалось, что братья Коровины в прошлом судимы за разбои и грабежи. Под стать им были и сообщники. Установили их адреса, приметы, подняли из архивов фотокарточки и отпечатки пальцев. Вскоре оперативники выехали на место. На чердаке нашли спрятанные пистолет (похищенный у убитого милиционера Шаронова) и сверток, в котором находились облигации.
В расчете на то, что к тайнику могут прийти подозреваемые, на чердаке оставили засаду. «Всю ночь уточняли, где могут находиться убийцы, планировали, как без шума провести их задержание.
Взяв квартиры под наблюдение, убедились, что все сообщники находятся по своим адресам. И лишь после экстренно проведенной дактилоскопической экспертизы, давшей заключение, что отпечатки пальцев некоторых подозреваемых совпадают с обнаруженными на предметах в тайнике, было решено начать завершающий этап операции», – говорит Чернов.
Задержание убийц и подробности зверского преступления
13 февраля 1964 года днем преступники были схвачены одновременно по разным адресам. При обыске мест их проживания сыщики обнаружили дополнительные вещественные доказательства.
Выяснилось, что в дом к Ахимблитам злоумышленники вошли под видом сотрудников КГБ. Один из них предъявил красную корочку (как позже установлено – «липовое» удостоверение), а другой в руке держал милицейский пистолет ТТ. Гости огорошили домочадцев тем, что вышло некое секретное постановление о смещении со всех государственных постов и других должностей евреев, которые отныне объявляются вне закона. Одновременно все иудеи, проживающие на территории СССР, якобы должны выдать органам госвласти все ценности.
В поисках денег преступники подняли верх дном весь дом. Но в серванте и в других хранилищах крупных накоплений и украшений не оказалось. Арон Ахимблит попросил гостей вновь показать удостоверение, поскольку заподозрил нечто неладное. В ответ налетчики начали избивать домочадцев, связали их и стали пытать, требуя указать, где лежат не только ценности, но и таинственная шкатулка, о которой в народе ходили слухи. Под «раздачу» попал и участковый врач Копылов, который пришел сделать угол хозяйке.
В это время из хоккейной секции пришел 13-летний подросток – сын Арона Ахимблита. Его злоумышленники связали и втолкнули в кладовку. Пока налетчики допрашивали старших, мальчик смог освободиться – он срезал веревки о полозья коньков. После этого подросток перелез в другую комнату, и попытался набрать «02», но бандиты увидели это и вновь его связали.
Чуть позже по роковой случайности на пороге дома появилась одна из родственниц хозяйки дома вместе со своим мужем. Она согласилась выдать «лжечекистам» свои сбережения, которые хранились у нее дома в подкладке пиджака. Вероломные визитеры сходили с ней за деньгами и вернулись обратно. Здесь все домочадцы поняли окончательно, что перед ними никакие не сотрудники КГД, а настоящие бандиты, которые оставлять в живых никого не собираются.
Злоумышленники, видя, что их раскусили, начали дальше пытать своих жертв. Для этого, как вспоминает Леонид Драпкин, в 1964-ом году – прокурор-криминалист прокуратуры Свердловской области, они применили «гестаповский метод» – душили мокрым полотенцем людей, вызывая клиническую смерть на несколько секунд. Такую пытку первой не выдержала старушка, которая погибла на глазах у родственников. От этого налетчики рассвирепели еще больше и хладнокровно убили всех свидетелей.
Причем, по словам Иллариона Дурасова, бандиты орудовали ножом, которым одновременно чистили фрукты и резали горло своим жертвам. Перед уходом преступники подожгли дом, чтобы скрыть следы преступления и, чтобы еще больше запутать следствие, оставляют «автограф» в виде антисемитской надписи на заборе.
Приговор
По словам Драпкина, в ходе дальнейшего расследования убийцы были полностью изобличены и приговорены судом к РАССТРЕЛУ.
Участвовавших в раскрытии преступления милиционеров премировали, некоторым дали новые звания. Милиционера Калимулина отметили особенно. Его наградили медалью «За образцовую охрану общественного порядка», министерским приказом он был произведен из старших лейтенантов сразу в майоры милиции. Именно поэтому коллеги стали называть его «милицейским Гагариным» (поскольку первый покоритель космоса также стартовал с Земли старшим лейтенантом, а приземлился уже в звании на две ступени выше). Также сыщику была выдана премия, городские власти выделили ему отдельную квартиру, и он отправился по путевке в санаторий.
Кстати сказать, в ходе выяснения обстоятельств гибели еврейской семьи, в Свердловске были попутно раскрыты еще 80 преступлений, в том числе одно убийство. Вот так в столице Среднего Урала закончилась история об убийстве еврейской семьи – преступлении, прогремевшем на весь мир.
Редакция «Нового Региона» выражает особую благодарность в подготовке материала пресс-службе ГУ МВД РФ по Свердловской области, а также Олегу Чернову и другим бывшим сотрудникам милиции и представителям прокуратуры. Фото сделаны в музее ГУВД.
Екатеринбург, Игнат Бакин, Семен Саливанчук
Екатеринбург. Другие новости 11.11.13
В Академическом появится первый торгово-развлекательный центр. / 11 ноября в Свердловской области (РФ) ожидаются следующие события. / Итоги «НР-ЕКБ» – все самое интересное за неделю (ФОТО, ВИДЕО). Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».