AMP18+

Екатеринбург

/

9 этажей искусства, 30 спектаклей в типографии и 100 тысяч посетителей – в Екатеринбурге закончилась биеннале (ФОТО, ВИДЕО)

image

Накануне вечером завершилась III Уральская биеннале современного искусства, которая стала самой масштабной за все время существования проекта. Конечно, роль сыграла и главная площадка – легендарная гостиница «Исеть», экспозиции которой на площади 6500 квадратных метров посетили более 20 тысяч человек. Но и другие проекты пользовались успехом: 30 показов перфомансов в здании типографии посетило 2000 человек. Всего же биеннале привлекла около 100 тысяч жителей Екатеринбурга, области и соседних регионов.

Непонятное многим искусство в «Исети»

III Уральская биеннале современного искусства прошла в Екатеринбурге и других городах региона с 9 сентября по 10 ноября. И это была самая масштабная биеннале со времени появления ее на Урале, отметили организаторы проекта. Главной площадкой, напомним, стало легендарное здание гостиницы «Исеть». На 9 этажах, в каждом номере, в подвалах и залах художники создали современные инсталляции и перфомансы, которые радовали, удивляли и возмущали посетителей все 63 дня. Общая тема – «Мобилизация», но каждый посетитель трактовал увиденное по-своему.

image

«Исеть» – это по-настоящему антивыставочное пространство. Ни один нормальный человек не стал бы тут делать выставки, – рассказала на пресс-конференции по итогам биеннале комиссар проекта и директор уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова. – Это был вызов для кураторов, который они восприняли с энтузиазмом и смогли как-то отдельные комнаты превратить в общий рассказ, единую историю. Конечно, не все могут воспринимать современное искусство, и кто проходил по комнатам без медиаторов, часто оставались не очень довольны, в недоумении. Но, если читать отзывы, то один из главных отзывов о биеннале про 9 этаж «Исети»: когда люди проходили через все пространства, поднимались на 9 этаж и могли открыть для себя новые виды Екатеринбурга – из легендарного здания».

Все 63 дня незнакомым с современным искусством людям помогали медиаторы – специально обученные люди, которые вытаскивали людей на диалог, чтобы помочь понять перфомансы и инсталляции. Всего таких «экскурсоводов на современный лад» было 15. И вместе они провели 445 экскурсий для 5240 человек, исходив по ступеням гостиницы километры.

image

«За два месяца я обсуждала современное искусство с 400-500 людьми, – рассказала на пресс-конференции одна из арт-медиаторов Александра Катаргина. – Для нас было главным – не быть просто экскурсоводами, которые выдают зрителю готовую информацию о проекте. Надо было включить людей в обсуждение, в диалог, порой мы просто начинали спрашивать: «Как вы думаете, из чего это сделано? А зачем?». Конечно, мы убедились, что очень многие не готовы к восприятию современного искусства, относятся со скепсисом. Но после вот таких диалогов удавалось достигать взаимопонимания, отклика. Думаю, что даже скептики сделали первые шаги на пути к знакомству с таким искусством. И надеюсь, на следующую биеннале придет еще больше народу».

Восторг от спектаклей в заброшенной типографии «Уральский рабочий»

Более понятными публике оказались перфомансы, поставленные в здании бывшей типографии, хотя и они относились к необычным формам – спектакль-променад, «супрематические» танцы, поэзия под музыку и видео и так далее. Всего за площадке состоялось 4 премьеры, спектакли показали 30 раз, также было показано 2 приглашенных проекта и созданы оригинальные музыкальные произведения из звуков типографии. Посетило типографию более 2000 человек, причем, как говорят кураторы, многие приходили не один и не два раза.

Перфоманс в бывшей типографии

«Хитом, конечно, стал инфернальный спектакль-променад «Пролом», во время которого зрители за актерами ходят по всей типографии. Но популярными оказались и танцевальные «Супрематические эскизы», и «Поэзия большого удара», который открыл для зрителей поэта Алексея Гастева, – рассказала директор перфоманс-площадки Ольга Комлева. – Нам хотелось осмыслить первые пятилетки, и, конечно, показать мощь сценического театрального Екатеринбурга. И это удалось. Мы задействовали самых сильных актеров, музыкантов. И даже планируем развивать с ними проект дальше, уже обсуждаем реализацию чего-нибудь еще».

Программа спецпроектов была представлена тремя проектами от авторитетных кураторов. Большая выставка Третьяковской галереи, посвященная труду в советском и постсоветском пространствах, прошла в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. И именно она стала последней перед закрытием здания на реконструкцию в преддверии открытия филиала Эрмитажа. Тотальная инсталляция Кати Бочавар «Заводы. Прямая речь» в здании Уральского филиала ГЦСИ представила продукцию заводов Урала как объекты искусства в музейном пространстве, и собрала массу позитивных отзывов. Встречным шагом со стороны современного искусства стал проект итальянского художника Микеле Джангранде в действующих цехах завода «Уралхиммаш» – инсталляция из гигантских конструкций, имитирующих разные виды шестеренок, которую дополнила световая инсталляция лаборатории цифрового искусства Marslab.

Биеннале на Уралхиммаше

Итоговые цифры и планы на биеннале 2017

Подводя итоги, организаторы биеннале рассказали, что всего проекты в городах Свердловской области и других регионов посетили около 100 тысяч человек. И это несмотря на то, что бюджет проекта был кризисным. По словам Алисы Прудниковой, в декабре бюджет урезали до 16,5 миллиона рублей от бюджетов разных уровней. И еще 10 миллионов удалось получить от спонсоров и партнеров. Также реализации международных проектов помешал курс валют.

image

Однако биеннале в 2017 году быть. Известно, что будет запущен серьезный образовательный проект – университет биеннале. Появилась договоренность с представителями биеннале из других стран, в том числе с самыми известными, что будут совместные проекты, в частности, по 100-летию революции 1917 года. Организаторы планируют привлечь художников с известными в мире именами.

«Самая главная задача, которая стоит перед нами, – это найти пространство, которое не померкло бы перед величием «Исети», – резюмировала сегодня Алиса Прудникова.

Ссылки по теме:

Чекисты, пыточные застенки и стахановцы: заброшенная типография в центре Екатеринбурга стала площадкой для ночного трэш-спектакля (ФОТО, ВИДЕО) >>>

«Странно, но must see», – Уральская биеннале приобщила к современному искусству сотни человек (ФОТО) >>>

Убегающее время от Йоко Оно, взгляд на мир из канализационного люка и сотни работ от художников со всего света (ФОТО) >>>

Гигантские Шестерни итальянского художника – на Химмаше готовят площадку для III Индустриальной биеннале (ВИДЕО) >>>

Гостиницу «Исеть» отдадут на откуп современным художникам – в памятнике конструктивизма пройдет Уральская биеннале >>>

image
image
image

Екатеринбург, Ольга Тарасова

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Культура, Общество, Россия, Фоторепортаж,