российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Четверг, 25 апреля 2024, 08:31 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Хозяйка Медной горы и Великий Полоз в условиях ядерной зимы Бажова предлагают экранизировать в жанре постапокалипсиса (ФОТО)

В эти дни в Екатеринбурге проходит «Бажов-Фест», в рамках которого в ГЦСИ открылась тематическая выставка, там же проходят и лекции исследователей и поклонников уральского писателя сказов. Творчество Бажова считают перспективным для экранизации – причем в нетрадиционном ключе. В частности, фильм мог бы рассказать о Медной Горы Хозяйке и Великом Полозе в условиях ядерного постапокалипсиса.

Вчера вечером с лекцией «Сказы Бажова как филологический кошмар» в ГЦСИ выступил заведующий музеем Бажова в Екатеринбурге Георгий Григорьев, который рассказал, как сказы уральского писателя повлияли на мир. «Трудно посчитать театральные постановки, и роль в образовании Бажова сложно переоценить, да и региональная культура держится на нем. Нельзя же рассказывать об Урале и не упомянуть сказы. Это отразилось и на туризме – Бажов оккупировал процентов 50 сувенирной продукции. Многие этому сопротивляются, но ящерка – бессмертна. И даже влияние на экономику – уже 120-130 лет, как на Урале нет малахита, но регион им активно торгует. Аналоги подобного безграничного воздействия подобрать сложно», – подчеркивает Григорьев.

По его словам, именно поэтому нужно изучать сказы: «С чего можно начать сейчас, обрабатывая Бажова? На мой взгляд, нужен ликбез, но можно себе позволить и ироническое отношение к Бажову, он это все выдержит. Можно поостроумничать на тему того, что будет, если произойдет апокалипсис, в котором Хозяйка Медной Горы и Полоз выживут. Им-то что? И некоторые герои выживут – и им придётся встретиться лицом к лицу с природой, материальностью. Можно игры на эту тему делать, а можно и кино снимать. Вот про Бажовский постапокалипсис, ведь у сказов хорошая, умная, продуманная, изощрённая схема действующих сил в нашей жизни. Бажов даже дает ответ на вопрос «в чем сила, брат?», правда, длиной в 56 сказов».

Исследователь отмечает, что фильм «Книга мастеров», хоть там и не упомянут Бажов, а его создатели говорили, что это оригинальный сценарий, весь построен на сказах, на «Каменном цветке». Да, там нет Хозяйки Медной Горы, а есть Каменная Княжна, но есть и алатырь-камень, и горные мастера, и так далее. «То есть иностранцам, продюсерам «Диснея», кажется, что Бажова стоит ставить. Чего пока не скажешь об уральских и российских постановщиках, хотя очевидно, что это интересно и рентабельно», – говорит Григорьев.

По его словам, Бажов не теряет своей популярности даже при том, что для этого не прикладывается особых усилий со стороны государства. В последний раз они были заметны, когда в стране отмечали 100-летие писателя, но и в этом был политический умысел Бориса Ельцина. «Притом что в Бажова не вкладывались с 1946 года, когда дали денег на «Каменный цветок» Птушко, который получил «Каннскую ветвь». Сейчас Бажова до сих пор издают тиражами по 5-10 тысяч экземпляров. Писательница Анна Матвеева говорила мне, что для современного писателя если три тысячи купили – то это уже успех. К тому же Бажов в разных рейтингах книг для детей «делает» многих писателей, ту же «Серую шейку». Правда, уступает «Простоквашино» и Остеру».

«У нас есть в музее журнал, куда мы записываем данные о посетителях, кто и откуда приехал. Половина посетителей – из Екатеринбурга. А половина – не местные. Я выписал, откуда у нас были посетители с 1 августа – Ижевск, Пермь, Ханты-Мансийск, Чита, Оренбург, Киров, Белгород, Салехард, Волгоград, а еще были из Турции и из Беларуси», – рассказывает руководитель музея.

По словам Георгия Григорьева, необходимо культивировать сказы как региональный эпос, поскольку места, где развиваются сюжеты сказов, доступны. «Влюбились вы в Синюшку – полтора часа – и вы на месте, где она обитает», – замечает исследователь.

Плюс нужно создать коммьюнити по изучению Бажова. «Проблема в том, что нет спецов по Бажову, таких, кто в теме. Мне вот хватило ягодичных мышц, чтобы все перелопатить, но у меня работа такая. А нужны еще специалисты – политологи, историки, краеведы, которые оценили бы Бажова», – отмечает он.

Как объясняет исследователь, творчество Бажова влияет на окружающий мир сверхъестественно.

«Это апология родного места, структура и поэтика которого тщательно продуманы и сознательно проработаны. Не так, как бывает – закрыл глаза, переродился и написал. Бажов учитывал свое влияние на культуру и даже экономику, потому что он был просветитель, и он совершал манипуляции с культурной памятью народа. Фактически он заткнул народную память. При этом для Бажова характерен демократизм. Был бы я политологом, я бы написал об этом статью. Задолго до Гайдара в 90-е он ценил разные мнения и взгляды – он это пестовал. И Бажов не писатель-большевик, он не революционер, а эволюционер. При такой сложности, которую он хотел от жизни, от людей, не вышло бы никакой революции – нельзя в один присест перевернуть все. Это просматривается в его творчестве и раннем, и позднем», – отмечает Григорьев.

По его словам, Бажов еще толком не изучен, потому что слишком сложен для исследователей-филологов, которым не хватает ресурса и знаний в политологии, истории, искусствоведении. «Любое художественное повествование имеет определенные типы – сюжет, описание, психология, философская подоплека, авторское начало, поэтика, игра со стилем. У любого хорошего писателя эти три-четыре типа есть в тексте. А больше – тяжело, но Бажов берет все, хотя в тексте этого не чувствуется, он воспринимается прекрасно, – отмечает исследователь. – Что из этого использует Бажов? Возьмем, к примеру, «Медной Горы Хозяйку». Сюжет и описание – понятно. Но там есть и психология, Бажов делает удар под дых филологам, потому что Хозяйка – хоть и сверхъестественное существо, она плачет, и рука у нее теплая. Авторское начало тоже чувствуется – достаточно двух-трех предложений, чтобы узнать язык сказов Бажова. А философское начало – взять хоть концовку «Хозяйки»: «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Очевидна в сказах и поэтика. Бажов всегда следил за ритмом сказовой прозы. Здесь можно провести аналогию с тем, как машинист поезда смотрит на шпалы. Вы знаете, зачем они расположены на разном расстоянии друг от друга? Чтобы он в транс не вошёл. То же и у Бажова – ритм сказов таков, что не дает забыться, читать текст на автомате. Использует Бажов и приемы постмодерна, смешивая стили. Стилистка языка деда Слышко вгоняет в ситуацию другого языка, освежает, там нет замыленных или готовых фраз».

При этом, как объясняет Георгий Григорьев, Бажов настолько умело замешивает фольклор, историю и язык, а также художественные образы, жизненный материал и свой взгляд, что если мы захотим понять, что, прежде всего, характерно для Бажова (как для Достоевского – психология или для постмодернистов – стилистика), мы не определим. «В «Хозяйке» Бажов ухитряется дать свое авторское, а не геологическое, объяснение тому, что малахит «ушел» – хозяйка огневалась, потому что отдали в церкву малахит. Он замешивает свое понимание истории и фольклор – это то, как народ понимал историю, но это и взгляд автора.

При этом Бажов очень серьезно относится к языку – на него однажды опубликовали пародию в журнале, и он в одном из своих писем писал, что ему понравилось, что пародия вышла смешная, там речь шла о том, что Хозяйка Медной Горы вела подпольную революционную работу. И вот эта политическая активность Хозяйки ему понравилась. А вот использование слова «руденешка» – в смысле руда – ему не понравилось. Потому что такое словообразование характерно для ископаемых, связанных с шальной работой. Использовать уменьшительные суффиксы, говоря «золотишко» или «платинешка» можно. Это показывает несерьезное отношение к этим металлам. Руда – другое дело. Она зависит от проделанной работы, поэтому нельзя такой суффикс использовать. И со всеми 56 сказами он демонстрирует такую изощренность в работе с материалом», – отмечает Григорьев.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

Екатеринбург. Другие новости 12.08.16

Член свердловской сборной по керлингу на колясках снова сможет ходить (ФОТО). / СК завершил расследование убийства заключенного в Невьянской колонии, где зеки объявляли голодовку. / В Ирбите открылась ярмарка: тысячи людей будут торговать и гулять три дня (ФОТО). Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2016, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках / Метки