Кыргызстан, Бишкек, Январь 27 (Новый Регион, Елена Короткова) – За последние несколько лет Киргизия, обеспечившая Россию более чем миллионом легальных и нелегальных трудовых мигрантов, сама столкнулась с проблемой «нелегалов» извне. Место покинувших страну специалистов занимают выходцы из соседних республик: Таджикистана, Турции, Узбекистана, Индии, Пакистана, России. Пальма первенства же – у Китая. Именно жители Поднебесной забирают большинство квот на трудоустройство. Так, согласно данным министерства труда, миграции и молодежи КР, только в 2013 году на работу иностранным гражданам было предоставлено 10 500 квот. 70 % из них достались гражданам КНР. В 2014 году квот стало 12 990, и процентное соотношение тех, кто их получил, по данным Министерства труда, миграции и молодежи КР, осталось практически в тех же рамках.
Согласно действующему в республике Положению о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, все иностранцы должны быть зарегистрированы в Госкомитете по миграции и занятости и иметь разрешение на работу в категориях руководителей предприятия, специалистов, квалифицированных работников или индивидуальных предпринимателей. В зависимости от категории иностранцы ограничены в сроках пребывания в Киргизии, и визу нужно постоянно продлять. На практике же эти нормы не соблюдаются годами. Законодательство республики позволяет легализовать на территории республики пребывание иностранцев на длительный срок с помощью фиктивных ОсОО, учредителями которых якобы те являются. Приезжие платят мизерные налоговые отчисления и взятки за продление разрешения на нахождение в стране, при этом истинная деятельность их остаётся покрытой мраком. Главный плюс такого ОсОО – возможность пригласить в качестве рабочей силы своих соотечественников – в каком угодно количестве. Ведь системы, проверяющей, покинула ли страну предыдущая партия завезённых по приглашению этой фирмы рабочих – нет. А они остаются в республике на годы, периодически отстёгивая определенную мзду правоохранительным органам.
Благодаря этой порочной системе хуацяо (выходцев из Китая, сохраняющих и культурные традиции, и экономические связи с родиной, представляющих внушительную политическую силу во многих странах, прим.авт.) с каждым годом в Киргизии становится всё больше. В Бишкеке, помимо десятков открывшихся за последние годы кафе и магазинов, специализирующихся на товарах и продуктах строго « Made in China», уже появился своеобразный «китайский квартал» – район ТРК «Таатан» на окраине города, где на стороннего человека будут смотреть с подозрением, а раствориться китайскому гостю не составит труда. Не брезгуют мигранты и работой в швейном цеху, на заводе, рынке, в производственном цехе, открытием борделей, в которых работают подчас совсем юные киргизстанки. При этом приезжие рабочие из Китая ведут себя по-хозяйски: часто бьют местных жителей, отнимают рабочие места на золоторудных месторождениях и заводах, пользуясь тем, что киргизстанцы редко доводят нарушение своих прав до суда… А в октябре 2014 года, отмечая день образования КНР, толпа пьяных строителей обокрала бишкекчанина, проделав дыру в заборе, разделяющем стройку от его дома. Когда участковый пришёл разобраться в ситуации, один из китайских мигрантов попросту… помочился на правоохранителя. После чего ударил, спровоцировав драку, на которую сбежались ещё 17 его соплеменников. Младшему лейтенанту чудом удалось вырваться и вызвать подмогу из ближайшего кафе, нападающие последовали за ним, разбив двери и окна заведения. В СИЗО в ожидании суда оказались 10 человек, остальные, отсидев трое суток в приёмнике-распределителе, вышли на свободу. Депортировать их на родину никто не стал: основания в их поведении для этого соответствующие органы не нашли.
Увеличивающееся количество подобных случаев заставило говорить о явлении китайской экспансии не только политологов, считающих множество совместных проектов КР и КНР, а так же будущую железную дорогу Китай – Киргизия – Узбекистан не тесным экономическим сотрудничеством, а захватом территории и угрозой безопасности. Гражданское общество неоднократно выражало возмущение фактами произвола со стороны мигрантов в социальных сетях, а представитель ОО «Коалиция нового поколения» Тимур Саралаев в 2014 году провёл мониторинг работы совместных легальных предприятий. И привёл доказательства тому, что соглашения о процентном соотношении киргизских рабочих и иностранцев не соблюдаются, а права сотрудников-киргизстанцев грубо нарушаются, в частности, на кара-балтинском нефтеперерабатывающем заводе «Джунда».
В ответ на все предоставляемые факты нарушений миграционного режима и упрёки и правительство, и профильные ведомства только отмалчивались. В начале же 2015 года, чтобы ликвидировать коррупционные схемы и сократить поток нелегалов не только из Китая, но и из других «стран риска» – Турции, Пакистана, Афганистана, министерство иностранных дел республики представило проект новой редакции Инструкции о порядке оформления и выдачи виз Кыргызской Республики. В ней детально прописан регламент подачи заявления и документов на получение визы, предложения сокращения сроков оформления и выдачи документов, визовой поддержки и срока ее действия, а так же ликвидации процедуры согласования с ГКНБ КР при продлении срока действия виз. Предусмотрено и ещё одно новшество.
– Основное отличие новой редакции Инструкции – конкретизация категории граждан на соответствие целям поездки в Киргизии, а также внедрение единой визовой политики страны при координирующей роли МИД, – сообщил глава Департамента консульской службы МИД КР Арсланбек Уметалиев, презентуя проект. – Киргизия внедрит категории иммиграционной и неиммиграционной визы. Иммиграционная виза будет выдана для граждан, которые претендуют на постоянное место жительства, на осуществление трудовой деятельности, по учебе и гуманитарным мотивам. Неиммиграционная виза предназначена для лиц, въезжающих в Кыргызстан по дипломатической части, служебной, инвестиционной, деловой, религиозной, туристической, транзитной и в частном порядке.
Инициатива хороша. Она сможет пресечь случаи, когда приезжающие и поступающие в столичные вузы граждане Поднебесной и других стран числятся студентами, оплачивают контрактное обучение (а иногда и сессии), а сами параллельно занимаются развитием своего бизнеса или другой деятельностью, не совсем законной. Правда, остаётся неясным вопрос, кто же будет контролировать деятельность каждого иностранца, пересекшего границу и получившего визу. Да и меры, сокращающие сроки процедуры обслуживания иностранцев, нелегальную миграцию, и способствующие предупреждению коррупции в соответствующих службах, воплотятся в жизнь ещё не скоро. В ближайшее время документ появится на сайте правительства для ознакомления, в течение месяца он должен пройти согласование с министерствами и ведомствами, а далее – общественные обсуждения и доработку по их итогам. Однако политолог Марс Сариев полагает: угроза полной экспансии Киргизии Китаем миновала, благодаря уже фактически свершившемуся вступлению в ЕАЭС.
– После вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз нелегальная и легальная экспансия китайских граждан уменьшится. Всё в руках действующей власти, в ЕАЭС – это в руках российской Федерации и Казахстана. Полагаю, вряд ли им выгоден рост китайского присутствия, – поделился он мнением с «Новым Регионом-Азия». – Но как в России от Ближнего Востока до Урала, так и во всей Центральной Азии количество китайских граждан будет увеличиваться за счёт международных экономических проектов, например, железнодорожная трасса Пекин – Париж. Будет увеличиваться и китайское присутствие, и вес Китая на всём этом пространстве. Если Кыргызстан был бы не в рамках экономического и политического союза, который предусматривает безопасность стран, выходящих в него и в ОДКБ, мы бы неизбежно были колонизированы Китаем: и культурно, и экономически, экономическая экспансия практически состоялась. Но так как мы входим в мае в ЕАЭС, то не думаю, что Китай сможет довлеть в политическом и культурном плане. Экономическое серьёзное присутствие останется, но и власти, и наши союзники по договору прекрасно понимают, к чему это может привести, и уже планируют меры на законодательном уровне, способные поставить ему барьеры. Все понимают, что это угроза. Другое дело – ситуация в России. От Дальнего Востока до Урала в ближайшие двадцать лет увеличится количество китайских граждан, которые по сознанию своему будут уже больше россиянами, но тем не менее заселят территорию. Думаю, и Россия предпримет упреждающие меры, и Китаю особо не выгодно применять провокационную политику хуацяо, аналогичную случаям в США, Малайзии и других крупных государствах. Он будет больше заинтересован в расселении избытка граждан, и не думаю, чтобы существовали экспансионистские планы в отношении России: без России Китай обречён. Если США сейчас каким-то образом поставят на колени Россию – второй на очереди – Китай, поэтому более выгоден союз. Маленькие же нации, такие как кыргызы, должны вводить жёсткую политику, чтобы избежать ассимиляции – например, такие же барьеры, как в Казахстане.
Центральная Азия. Другие новости 26.01.15
Киргизстанцев призывают помочь Новороссии и Донбассу. / Стартовал второй раунд отбора кандидатов проекта Mars One. Среди 660 претендентов несколько десятков россиян. / Вхождение Киргизии в ЕАЭС поднимет статус киргизских мигрантов в России. Читать дальше
© 2015, «Новый Регион – Азия»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».