В Бишкеке обсудили влияние евразийской интеграции на политическую жизнь страны Марина Лапенко: «Вступление Киргизии в ЕАЭС меняет всю геополитическую ситуацию в Центральной Азии»
В международном пресс-центре News-Asia за одним столом собрались киргизские депутаты, эксперты, политологи, бизнесмены, аналитики из Казахстана, России, Турции и Киргизии, и обсудили влияние евразийской интеграции на политическую жизнь КР.
– Киргизия для России является важным стратегическим партнёром, не только в условиях двустороннего сотрудничества, но и в формате организаций – ШОС, ОДКБ, ЕАЭС. С учётом возрастающих рисков необходимо не только укрепление двусторонних связей, но и укрепление взаимодействия в международном масштабе, – отметила Марина Лапенко, директор ИАЦ Евразия-Поволжье. – Так же вступление Киргизии в ЕАЭС меняет всю геополитическую ситуацию в Центральной Азии. Изменения коснутся положения Узбекистана, который теперь граничит с двумя странами – членами союза, продвижения евразийской интеграции в южном направлении и расширение приграничной зоны с Китаем. Таким образом, Киргизия расширила позиции центральноазиатского компонента в евразийском союзе. Стоит отметить и появление у союза границы с Таджикистаном, что серьёзно меняет геополитическую ситуацию и является серьёзной темой для обсуждения экспертов.
Несмотря на многие резкие высказывания о роли Киргизии в ЕАЭС и о том, что «младший брат» будет мешать в частности казахской экономике, страны должны найти общий язык. К этому призывает доктор политических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Светлана Кожирова.
По её словам, сотрудничество между странами достаточно крепко, несмотря на небольшие трения, связанные с водоснабжением и контрабандой, и ЕАЭС поможет перевести его на новый уровень.
– После слов нашего президента Нурсултана Назарбаева о том, что между двумя нашими народами не должно быть шлагбаума, наверняка начнётся новый этап взаимоотношений. Казахстан – уже третий по величине торговый партнёр Киргизии после Китая и России, товарооборот у нас- 217 миллионов только за текущие полгода, в год – свыше миллиарда долларов. Так же Казахстан – крупный инвестор в республику: у нас работает около 50 совместных предприятий, обсуждается вопрос о строительстве завода ферросплавов и ещё 150 различных договоров. Наращиваем и сотрудничество в других сферах, – отмечает эксперт. – Так, в 2012 году у нас прошли Дни культуры Киргизии, айтматовские чтения, открылись киргизские культурные центры в Астане и Таразе. Но наряду с этими положительными моментами есть и то, что портит эту радужную картину. Например, водная проблема. Несмотря на то, что наши 1241 километров границы были урегулированы и подписаны все договора, в 2013 году таласцы перекрыли воду, и земли Джамбыльской области остались без полива. В этот же период были задержаны киргизские граждане, незаконно пересекшие территорию Казахстана…Этот инцидент показывает, что в наших отношениях не всё хорошо, и этот негатив нужно убирать.
Однако трения между республиками связаны не только с недопониманием, но и с экономическими связями с Китаем обеих стран.
– В интернете многие СМИ приводили высказывание чиновника киргизского Минэконома о том, что Киргизия станет мостом между ЕАЭС и Китаем. Оно вызвало неоднозначную реакцию. Ведь Казахстан считает себя таким мостом – есть рынок «Хоргос», который имеет уже налаженные торгово-экономические связи и тут Киргизия собирается их перебивать! Так же после 12 августа, когда Киргизия стала полноправным членом ЕАЭС, возникло множество публикаций о том, что принесёт этот шаг. Есть группа экспертов, полагающих, что это будет хорошо и для Казахстана, и для Киргизии, другие полагают, что открытие границ создаст угрозу наркотрафика и транзита оружия для Казахстана. Есть и мнение о том, что Киргизия продвигает российскую политику и контроль Россией ситуации в регионе. Неоднозначность мнений выдвигает множество проблемных вопросов и сегодня мы должны выделить положительные моменты сотрудничества. Как бы ни хотели быть самостоятельными государствами Центральной Азии, мы должны сотрудничать. 217-милионный товарооборот – это хорошо, но мало, и работать совместно нужно во всех отраслях, – подытожила она.
Центральноазиатским странам необходимо быть осторожными в выборе стратегии сотрудничества с возрождаемым Шёлковым путём и ЕАЭС. Оба конгломерата могут способствовать экономическому подъёму в республиках, но ЕАЭС может проиграть другим интеграционным экономическим объединениям за счёт привычки к торговле, а не производству. А Шёлковый путь нацелен на создание, китайской суперэкономики за чужой счёт. Так считает казахстанский профессор, синолог, доктор политических наук Константин Сыроежкин. По мнению политолога, ЕАЭС и Шёлковый путь, за которым стоит Китай – два наиболее весомых экономических конгломерата, принципы сотрудничества с которыми предстоит пересмотреть не только Киргизии, но и Казахстану.
– С моей точки зрения, между объединениями существуют концептуальные различия. ЕАЭС – больше интеграционно-экономическое, ориентированное на постсоветское пространство, его главная задача – связать и восстановить экономики стран-членов организации. Если в России и Белоруссии с этим как-то удаётся справиться, то у нас дело швах. Главная цель же у возрождаемого Великого Шёлкового Пути – создание благоприятных условий для продвижения китайских товаров на рынки Центральной Азии, России, стран Ближнего Востока. Поэтому Китаем в качестве задач ставится упрощение таможенных процедур, логистические операции с перспективой создания зон свободной торговли расширение объемов взаимоторговли в нацвалютах. Их можно рассматривать, с моей точки зрения, как основополагающие в новой геополитической концепции, ориентированной Китаем на Центральную Азию. Со временем она поможет превратить Китай в мировую сверхдержаву – поставщика услуг на все мировые рынки, включая Европу и США, – отмечает Сыроежкин. – Центральная Азия никогда не рассматривалась Китаем как составная часть экономики. Всегда она была источником поступления ресурсов и дополнительной территорией, и ничем более. Поэтому Китай и не может быть ядром интеграции центральноазиатского региона.
Кыргызстан, Бишкек, Владимир Банников
© 2015, РИА «Новый День»