AMP18+

Челябинск

/

Роботы и работа. Спецпроект РИА Новый День «Экономика для чайников»

Цивилизация находится в начале эпохи полностью автоматизированного производства. Когда работать не надо. Сладкая коммунистическая мечта уже рядом. Бесплатные магазины. Каждому – по потребностям. Жить и наслаждаться жизнью.

Но вместо того, чтобы радоваться и предвкушать счастливую жизнь, Цивилизация задумывается об угрозе массовой безработицы. И это понятно: опасность очевидна.

Автоматизация даёт огромный выигрыш в виде снижения себестоимости продукции, повышения её качества, увеличения скорости производства новых товаров и услуг. То есть это явно прогрессивное явление. Но в то же время автоматизация делает ненужными людей. Люди не могут конкурировать с роботами, при сравнении с которыми ясно видно, что человек плохо приспособлен к современному производству: он слишком медленный, слишком грубый, неточный в своих действиях, не поддаётся модернизации, долго обучается. Кроме того, ему нужны особые условия на производстве, ему нужна зарплата, он болеет, у него есть личная жизнь, которая мешает эффективно работать, он выражает недовольство, борется за права и вообще доставляет массу хлопот и неприятностей.

Всего этого нет у роботов, и из-за этого они лучше: работать с ними проще и дешевле. Поэтому уже сейчас роботов и различную автоматику широко используют в производстве, и область их применения постоянно расширяется. Мы уже видим успешные попытки их внедрения в транспортную систему и сферу услуг. И, бесспорно, этот процесс будет продолжаться: например, очень активно ведутся работы по созданию искусственного интеллекта, смысл которого состоит именно в замене человека. И из всего этого следует, что конкуренцию с роботом человек проигрывает и через некоторое время неизбежно проиграет.

С другой стороны, просто взять и заменить людей роботами невозможно. Ведь если люди останутся без работы, у них не будет денег. А это плохо.

Для кого роботы будут производить товары и услуги? Самим роботам это всё не нужно. Это нужно людям. Но если у них нет денег, то кто будет покупать? Никто. А для чего тогда вообще всё это производство? Бизнес, производящий товары для никого, в кратчайшие сроки разорится. А если безработица массовая – и, значит, денег нет ни у кого, – то, получается, что вообще вся экономика рухнет. И вместо прогресса человечество получит катастрофу планетарного масштаба.

Просто отменить деньги и сделать всё бесплатным не получится – потому, что вся экономика основана на них. Деньги – это средство обмена, то есть регулятор движения ресурсов в экономике. Без регулятора возникнет хаос. Да и вообще, деньги – это не то, что кто-то может отменить своим распоряжением. Они нужны всем семи миллиардам, из которых состоит человечество, и ничей приказ не сможет уничтожить потребность людей в деньгах. Отмена денег – это возврат к натуральному обмену, что в современном мире – утопия.

Поэтому сейчас, как говорится, лучшие умы человечества пытаются решить проблему: как сделать так, чтобы никто не работал, но у всех были деньги? В некоторых странах экспериментируют с базовым доходом – когда люди ежемесячно получают некую сумму, независимо от того, работают они или нет. Хотят посмотреть, как это повлияет на экономику. Сокращают длительность рабочего дня. Создают свободный график работы – без фиксированного рабочего времени «от и до». Всякими способами уменьшают участие человека в производстве – иначе говоря, пробуют различные варианты неучастия. Изучают взаимосвязь производства и потребления в новых условиях.

Эти эксперименты явно не от избытка гуманизма – к ним вынуждает логика прогресса. Все понимают, что массовая безработица вызовет в обществе недовольство, и приведёт к нестабильности и росту преступности – люди будут искать средства для жизни всеми способами. Каждый будет защищать свои интересы. Никто не согласен на такой прогресс, при котором лично ему нет места в жизни. К чему это приводит, известно, поскольку такое уже было. Например, в Новое время в Англии существовало движение луддитов – рабочих, которые разрушали машины, потому что те лишали их работы. А в ХХ веке в США примерно тем же занимались профсоюзы – защищая права трудящихся, они препятствовали рационализации, механизации и автоматизации производства. В Великобритании в конце ХХ века Маргарет Тэтчер провела болезненные, но необходимые экономические реформы, которые лишили работы значительное число людей, и к которым до сих пор многие англичане относятся с ненавистью (да и к ней самой). Прогресс не всегда приятен.

Сейчас ситуация похожая, и, если не принять меры, всё может повториться. Поэтому готовятся, ищут выход. Однако тот вариант развития, который они нашли, заведомо бесперспективен. Они вдохновляются социалистической идеей, а она в корне порочна. Об этом пути уже всё сказала та же Маргарет Тэтчер: «Проблема социализма в том, что у вас, в конце концов, заканчиваются чужие деньги».

Эксперименты с базовым доходом проводятся за счёт бюджета – это и есть раздача чужих денег. Работать и раздавать заработанное всем желающим – не очень хорошая идея. Эксперимент ещё возможен, когда денег в бюджет поступает много, а раздаётся из него относительно немного. Но если эту практику расширить, то результат будет как в Древнем Риме периода «хлеба и зрелищ». Там тоже был своего рода базовый доход – государство раздавало деньги и продукты для обеспечения граждан (ну и к этому – бесплатные развлечения, гладиаторские бои и тому подобное). В итоге, экономика сгнила, страна стала слабой и рухнула под напором варваров.

И в наше время подобная практика приведёт к такому же финалу. Рано или поздно, «чужие деньги» закончатся. Швейцарцы правильно поступили, когда на недавнем референдуме отказались от идеи базового дохода – так они сохранят свою страну.

И, возвращаясь к идее грядущей массовой безработицы, можно сказать, что это скорей страшилка, чем вероятное будущее. Из автоматизации не обязательно следует безработица. Потому, что предназначение автоматизации не в том, чтобы избавить людей от работы. Её задача в том, чтобы освобождать от трудностей. А если совсем честно, то – от работы, которую делать не хочется (пусть её делают роботы).

При этом всегда существует то, чего человек хочет. Желания у человека не кончаются – такова человеческая природа. И он стремится свои желания осуществить. Акула не может стоять на месте: чтобы жить, ей необходимо двигаться. Люди примерно так же. Ничего не делая, человек испытывает скуку, и ищет чем бы заняться. Поэтому, если даже в какой-то момент абсолютно всю работу станут выполнять роботы, люди всё равно найдут, что им делать.

Представление об опасности автоматизации возникает из-за ограниченного взгляда на роль человека: на людей смотрят только как на рабочую силу. С такой позиции, конечно, если всё автоматизировать, то люди станут не нужны. Но люди – главный элемент общества. И они не только рабочая сила, и даже не только потребители продукции, но и создатели системы ценностей. Поэтому, и в основе, и в главном экономикой управляют не компании, не бизнес, а люди: именно они выбирают, что сейчас нужно, а что нет, что будет существовать и развиваться, а что останется без поддержки и исчезнет. Люди – законодатели всего. Или, как говорил один древний грек: " Человек – мера всех вещей».

В настоящее время Цивилизация постепенно меняет существующую систему ценностей, устанавливая приоритет нематериального над материальным. И то, что происходит, говорит об изменении интересов людей – за которым следуют изменения в производстве. Так, мы видим, что старые, традиционные производства как имущество уже стоят меньше, чем новые, в которых главными инвестициями являются интеллект и идеи, а не «железо» и деньги.

Наше время называют постиндустриальной эпохой, информационной эпохой, и с ним связывают новую «экономику знаний». Прежние уровни Цивилизации – сельскохозяйственный, индустриальный – пройдены. Продукты и вещи теряют прежнюю ценность – потому что, в отличие от предыдущих эпох, теперь всего этого не просто в достатке, а даже – в изобилии. Они теперь просто «естественный» фон жизни. Никто не считает их приобретение достижением. Поэтому исчезает идея владения вещами из соображений престижа. Остаётся только идея удобства.

Параллельно со снижением ценности вещей в обществе усиливается представление о ценности личности и личных достижений. В принципе, личность, предприимчивость и инициатива на Западе ценились всегда – но теперь появились новые возможности для индивидуального развития и новые стимулы. С развитием вычислительной техники и интернета люди приобрели огромные возможности для получения знаний, совершенствования своих навыков, а затем их использования. Как результат, творческая активность отдельных людей и небольших команд видна невооружённым глазом, особенно наглядно – в Интернете. И это только начало, только открытие людьми нового пространства для массового использования своего потенциала.

Экономика достигла такого уровня, при котором отдельный человек способен делать то, что раньше для него было совершенно невозможно. Как пример – Илон Маск, который начал с Интернета, а теперь запускает ракеты в космос. Раньше на такое были способны только государства и крупные компании, а сейчас один человек – задумал, собрал команду и сделал.

Деловая активность постепенно перетекает из традиционных сфер в инновационные. Логично, что при этом численность занятых в старом производстве уменьшается, а в новом растёт. И если этот процесс продолжится, то проблемой станет не безработица, а отсутствие желающих работать в традиционных секторах экономики. И автоматизация эту проблему как раз и решит.

Челябинск, Сергей Ясинский

© 2017, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Челябинск, Спецпроекты, Урал, Авторская колонка, Россия, Спецпроекты, Экономика, «Экономика, политика для чайников»,