«Ароныч, ну когда ты дашь?» – спортивные клубы гадают, как выйти на самоокупаемость
Уральские спортивные клубы продолжают терзаться вопросом самоокупаемости. Эта проблема в России перманентна и пока никак не хочет решаться. Ни деньги спонсоров, ни продажа атрибутики, ни телевизионные трансляции матчей положение дел не исправляют – бюджеты у большинства команд по-прежнему дефицитные. И новых стопроцентных путей выхода из ситуации пока не видно, в чем убедились участники прошедшей сегодня в Екатеринбурге пленарной дискуссии «Футбольный клуб как бизнес-единица. Самоокупаемость: миф или реальность?».
Основная надежда – на спонсоров и акционеров
Вообще обсуждаемая проблема настолько многогранна, что в рядовом печатном материале или телевизионном сюжете практически невозможно объять все ее грани. Тем не менее, заранее подытоживая сегодняшнюю дискуссию, в которой принимали участие представители футбольного и баскетбольного клубов «Урал», хоккейного клуба «Автомобилист» и баскетбольного клуба УГМК, можно сказать следующее. К сожалению, львиную долю доходов клубов в настоящее время составляют спонсорские поступления или дотации акционеров. В одних командах тон задают крупные промышленно-финансовые группы, в других – частные акционеры, третьи по традиции живут за счет поддержки местных властей. Зарабатывать самостоятельно спортивные объединения по-прежнему не научились. Поэтому бюджеты команд остаются дефицитными, то есть расходы в них превышают доходы.
Вот и сегодня, к примеру, ФК «Урал», отбивает менее половины получаемых от спонсоров и акционеров средств. По словам президента клуба Григория Иванова, спорт в России пока не может быть бизнесом. Доходы российских команд премьер-лиги от трансляции матчей по телевидению не сравнимы с теми, что имеют клубы на Западе. В бюджетах отечественных команд эти деньги существенной роли не играют. «Билетные» средства также погоды не делают. В первую очередь потому, что уровень благосостояния основной массы российских болельщиков не позволяет им платить большие деньги за вход на стадион. Клубные шарфы и футболки стоят тоже недорого, а потому не могут приносить желаемых сумм.
«Что касается трансфертов, то мы тратим на покупку игроков больше, чем зарабатываем на их продаже. Поэтому живем в основном только на поддержке спонсоров, властей регионов. Если этого нет – команда уходит в небытие», – заявил руководитель «шмелей».
Об этом сегодня говорил и коммерческий директор ХК «Автомобилист» Константин Глазов. По его словам, чтобы увеличить доходную часть бюджета, команда разработала специальную программу, которую начнет реализовывать в ближайшее время (она также связана с продажей атрибутики, билетной программой и так далее). Именно на нее клуб будет ссылаться в ходе переговоров с потенциальными новыми спонсорами. «Все это делается для того, чтобы миф стал реальностью, когда речь идет о самоокупаемости команд. В общем, будем заниматься поиском новых спонсоров», – заявил представитель команды.
Необходимость спонсорской «иглы»
Свою реплику в обсуждении необходимости поиска именно спонсоров, а не налаживании каких-то новых маркетинговых ходов, вставила исполнительный директор «Урала» Оксана Тищенко. Она объяснила, что во всех аспектах жизни клубов есть пределы. Например, Центральный стадион до последнего времени не мог вместить более 25 тысяч человек, поэтому выпускалось ограниченное количество билетов. Стоимость рекламы также имеет свой предел, и продажи атрибутики прогнозируемы. «То есть покрыть все затраты в нынешних реалиях абсолютно нереально – самый позитивный прогноз – это 30 процентов бюджета «Урала», – говорит Тищенко.
К слову, свои примечательные тенденции сегодня ощущаются и в других видах спорта. Так, по словам директора БК УГМК Максима Рябкова, женский баскетбол в принципе не может сегодня рассчитывать на ту аудиторию, которую имеют хоккейные или футбольные команды. Поэтому тот же БК УГМК – исключительно имиджевый проект. И говорить тут о самоокупаемости в силу абсолютно понятных причин не приходится. То же самое касается и мужского баскетбола, о чем заявил исполнительный директор БК «Урал» Станислав Пинигин, – ну не такой это сейчас популярный вид спорта. Поэтому командам также приходится рассчитывать в основном на дотации.
Впрочем, чиновники от спорта видят ситуацию в более радужных оттенках. Участвовавший в дискуссии министр спорта и молодежной политики Свердловской области Леонид Рапопорт подметил, что, несмотря на все сложности, профессиональный спорт не остается без денег. «Поскольку речь идет о поддержке профессионального спорта, начну с шутки, с которой ко мне часто обращаются в разных интонациях, начиная от угрожающей и заканчивая миролюбивой: «Леонид Ароныч, ну когда ты уже дашь?». Но если серьезно, мы сегодня поддерживаем команды по 18 видам спорта, уровень поддержки за счет областного бюджета установлен на уровне 20 процентов. В настоящее время на эти цели выделяется около 1 миллиарда рублей (по сравнению с 300 млн в 2008 году)», – сказал министр, добавив, что областной бюджет может потянуть и 5 и 6 млрд рублей. С другой стороны, клубы могли бы ощущать более крепкую поддержку, если бы им начали помогать муниципалитеты – тот же Екатеринбург. Но пока, к сожалению, это единичные случаи по области.
Упор на имидж клубов и поддержку детского спорта
В складывающейся ситуации, учитывая риторику сегодняшних спикеров, основной упор делается на рекламирование брендов клубов. Именно такое направление работы, считают спортивные функционеры, может принести ожидаемый финансовый доход. «Возьмите тот же футбол. Политика самых известных в мире клубов строится на том, что главный экономический ресурс – это люди, потенциальные потребители брендовых ресурсов. Чем больше болельщиков, тем больше они покупают атрибутики. Не зря известные европейские команды устраивают азиатские и американские турне», – подметил Максим Рябков.
Поэтому, говоря о желаемой самоокупаемости, уральские команды намерены заняться своим имиджем, рассказывать о себе максимально широкому кругу аудитории, чтобы стать более запоминающимися. Среди других приоритетных задач – увеличение финансовой поддержки детского спорта, дальнейшее развитие «спортивных пирамид» – той же Уральской футбольной академии, академии имени Карполя и других. Кроме того, чиновники от спорта начали серьезно задумываться о регулировании уровня субсидий в зависимости от эффективности работы менеджеров клубов (яркий пример – урезание финансирования гандбольной команды). Хотя и это не 100-процентные варианты, дающие возможность вылезти клубам из дефицитного бюджета.
С другой стороны, озвучиваются и почти невероятные предложения. Например, создать в столице Среднего Урала некий спортивный холдинг, который включил бы в себя все команды города. Чтобы они не были распределены между разными финансово-промышленными группами.
Вместе с тем, клубам можно ориентироваться не только на промышленных и экономических гигантов. Если поразмыслить, спонсоры, вкладывающие деньги в российский спорт, могут преследовать не только рекламные и маркетинговые цели, а также претендовать на налоговые льготы. Как сегодня говорили в кулуарах пленарной дискуссии, есть часть бизнесменов, которым нелегко попасть в кабинет высокопоставленных чиновников, и еще труднее добиться его расположения. Но если этот чиновник болеет за, например, футбольную команду, задача облегчается. Достаточно спонсировать его любимцев, и, как говорится, есть контакт. Может быть, стоит поискать более мелких предпринимателей, но в большем количестве, готовых идти на сотрудничество ради своей выгоды? – предполагали наблюдатели.
Екатеринбург, Игнат Бакин
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».