AMP18+

Екатеринбург

/

Минприроды и минпром договорились вырубить 220 тысяч гектаров леса на Урале и продать его китайцам

В Свердловской области назревает серьезный скандал. Министерство природных ресурсов региона согласилось выделить несколько крупных участков под вырубку лесов в ответ на просьбу областного минпрома. Речь идет в общей сложности о 220 тысячах гектаров в Алапаевском, Березовском и Кушвинском лесничествах. Это следует из письма минприроды на имя главы минпрома Сергея Пересторонина. Территория, сопоставимая с площадью острова Маврикий или двумя Гонконгами, будет пущена под топоры ради инвестпроекта компании «Лестех», интересы которой вот уже несколько лет отстаивает Пересторонин.

«При поддержке минпромнауки региона проект ООО «Лестех» вошел в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Минпромторга РФ. В апреле 2018 года предприятие выходит на проектную мощность. За шесть лет реализации инвестпроекта выручка выросла в 3,5 раза и достигла 800 миллионов рублей в год», ‒ писал в прошлом году департамент информполитики Свердловской области.

В 2018-м же в интервью «Алапаевской газете» директор «Лестеха» Александр Шестаков говорил, что на сборах Союза лесопромышленников региона «всегда присутствуют представители департамента лесного хозяйства, министерства промышленности в лице Сергея Валентиновича Пересторонина, его заместителей». Тогда же он объяснял, куда отвозят тонны уральского леса. «Есть хорошие рынки сбыта. Это и Сирия, и Ливия, и Китай, и Египет, а также страны ближнего зарубежья – Узбекистан, Таджикистан, которые очень активно работают как по пиломатериалу, в том числе по погонажным изделиям, так и по плите», ‒ говорил он газете.

Важный момент ‒ немалая часть лесов, которые собираются срубить, чтобы продать на Восток, находится в категории защитных. По большому счету, это легкие региона, в атмосферу которого ежедневно поступают тонны выбросов промпредприятий и автомобилей. Вырубка защитного леса усугубляет и без того непростую экологическую ситуацию в Свердловской области ‒ регион регулярно оказывается на дне российских рейтингов чистоты воздуха, почвы и воды.

Директор Березовского лесничества Александр Петров в беседе с «Новым Днем» подтвердил, что леса, которые планируют вырубить на подведомственной ему территории, относятся к защитным. В федеральном законе «Об охране окружающей среды» и других нормативных документах РФ, касающихся лесопарковых зеленых поясов, содержатся нормы, по которым сплошные рубки запрещены ‒ «за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 Лесного кодекса РФ». В ней сказано, что «в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса». А эта статья, в свою очередь, говорит о том, что рубка лесов «допустима в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством РФ». Фактически это лазейка, белое пятно в законе. Единственное ограничение – общая площадь защитных лесов не должна быть сокращена. Но при этом лес вырубают в защитной зоне, а высаживают в десятках километров от этого места.

«Новый День» обратился за пояснениями в минпром и минприроды Свердловской области с просьбой ответить на вопросы, какая часть лесов, пущенных под вырубку, относится к категории защитных, на каком основании ведомства собираются менять категорию на эксплуатационную, сколько денег от сдачи участков под вырубку заработает казна региона и, наконец, что планируют делать ведомства, чтобы компенсировать вред окружающей среде от вырубки такого огромного количества деревьев. Там объяснили, что в регионе очень много леса и что его вырубают недостаточно активно. «Утвержденная годовая потребность в древесном сырье по всем инвестпроектам – 2,6 миллионов кубометров, из них годовая потребность ООО «Лестех» по действующему инвестпроекту составляет чуть более 300 тысяч кубометров. Надо принять во внимание, что расчетная лесосека Свердловской области составляет 24,8 миллиона кубометров древесины и ежегодно осваивается только на 30-33%. Расчетная лесосека – это предельный годовой объем спелого леса, который может быть использован в народном хозяйстве. Вместе с инвестиционными проектами объем ежегодного освоения расчетной лесосеки составит около 40%", – отметили в минприроды.

По мнению ведомства, инвестпроект по вырубке леса очень важен, потому что дает рабочие места (однако сколько будет создано рабочих мест, не указывается). При этом использование лесных ресурсов возможно, потому что это возобновляемый ресурс. «Именно поэтому использование лесов в Свердловской области в рамках инвестиционной деятельности является приоритетным», – сообщается в ответе.

В минприроды также указали, что обычно под инвестпроекты выделяется эксплуатационный лес, но и защитный тоже можно: «Правовой режим лесов, установленный статьями 102-107 ЛК РФ, содержит лишь ограничения на проведение сплошных рубок в той или иной категории защитности лесов и не ограничивает их предоставление в аренду в целях заготовки древесины. В них предусмотрены только выборочные рубки, после которых обязательно проводится лесовосстановление за счет средств арендатора».

В департаменте информполитики региона, в свою очередь, пояснили агентству, что бюджет Свердловской области планирует получать более 15,7 млн рублей в год от арендной платы за использование лесов, которые пойдут под вырубку. Там подчеркнули, что это сумма – без налогов и социальных выплат, которые планируется делать в рамках инвестпроекта ООО «Лестех». В свою очередь, в Министерстве инвестиционного развития Свердловской области заявили, что вместе с налогами и социальными выплатами инвестпроект должен принести в бюджеты всех уровней в 2019 году 42,6 млн рублей.

К ситауции намерены подключиться общественники. В 2019 году региональное отделение ОНФ в Свердловской области возобновило работу по формированию лесопарковых зеленых поясов в регионе. Речь идет о создании «зеленых щитов» вокруг промышленных центров, которых на Среднем Урале больше, чем в любом регионе. «Приоритетными будут те населенные пункты, где присутствует промышленное производство, а это Нижний Тагил, Первоуральск, Дегтярск, Реж, Алапаевск, Березовский», – сказал координатор проекта Центр общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Свердловской области Игорь Русинов.

Пока же активисты из числа жителей, узнавшие о ситуации, решили сделать более наглядными масштабы трагедии, показать, что произойдет, если леса на такой большой территории будут вырублены. Краевед и архитектор Ольга Шевченко нанесла на карту участок, который хотят пустить под топор, и сравнила его с площадью Екатеринбурга: «Зеленое пятно ‒ 220 тысяч га ‒ вырубка, красное ‒ Екатеринбург в границах ЕКАД ‒ 50 тысяч га».

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2019, РИА «Новый День»

В рубриках

Екатеринбург, Урал, В мире, Общество, Россия, Экономика,