AMP18+

Екатеринбург

/

Подводим итоги: все самое важное, что случилось на Среднем Урале в 2006 году

Отчеты о том, насколько насыщенным на события оказался 2006 год, на Урале готовы во всех ведомствах. Чтобы представить истинный размах «обновления», который коснулся почти всех сфер жизни Свердловской области, «Новый Регион» попытался составить свой собственный медийный отчет о том, что больше всего волновало уральцев в течение двенадцати календарных месяцев в экономике и политике. Какие давно ожидаемые отставки и назначения воплотились в жизнь, и будут ли задавать тон в следующем году? Сколько произошло громких скандалов и почему они заканчивались рукоприкладством? Кто стал самым дорогим «возвращенцем» для силовиков и какой крах стал самым дорогим для городского бюджета – читайте в материале «Нового Региона».

Сделки года и связанные с ними ожидания

Относительно спокойное начало года в Свердловской области длилось недолго. После аномальных морозов, которые превратили работу зимних курортов в убыточный бизнес, стало ясно, что в ближайшие месяцы будут говорить о «большой» экономике. Получение «Рособоронэкспортом» контроля над титановой корпорацией «ВСМПО-Ависма» в январе 2006 года было озвучено в виде слуха, а в ноябре сделка по продаже 66% акций предприятия была завершена. Котировки ВСМПО на биржах стали расти, а аналитики констатировать, что при поддержке государства верхнесалдинский завод сможет развиваться семимильными шагами. Неофициально же говорилось, что продажа стала результатом административного давления и судебного процесса с «Реновой», обескровившего топ-менеджмент корпорации. Независимые эксперты делали заявления о том, что за бумаги ВСМПО было заплачено намного меньше, чем они стоят на рынке.

Вторая сделка года (а по масштабу, скорее, сделка на многие десятилетия) – слияние СУАЛа и «Русала». Официально руководство компаний озвучило начало процесса лишь спустя месяц после того, как были достигнуты договоренности. Сейчас же в компаниях сообщают, что создание крупного международного алюминиевого холдинга будет завершено в 2007 году. Новая компания будет занимать лидирующее положение в мире по производству алюминия. В ее подразделениях на 5 континентах будут работать более 110 000 сотрудников. Приблизительный объем производства составит около 4 млн. тонн алюминия. После интеграции на долю компании придется около 12,5% мирового рынка первичного алюминия. Для региона, где сосредоточены крупные активы СУАЛа, перспективы компании также представляются особым успехом, поэтому местная реакция на сообщение о слиянии оказалась достаточно бурной.

«Дело» года и процессы конца

Впрочем, несмотря на всю важность больших экономических свершений гораздо больше говорилось о скандалах. В 2006 году был завершен процесс по делу призывника из Свердловской области Андрея Сычева, который, проходя срочную службу в челябинском артиллерийском училище, стал инвалидом. В обвинении против младшего сержанта Александра Сивякова говорилось, что он заставлял Сычева просидеть на корточках более 3 часов, в результате чего у Андрея началась гангрена, закончившаяся ампутацией ног. Сивяков получил 4 года колонии общего режима. Военное командование ответственности не понесло. То, что столь громкое дело вылилось в заключение одного младшего сержанта, уральцы назвали фарсом и приговором российской судебной системе.

Чем закончится дело генерала Лахтюка – главы свердловского МЧС, обвиненного в коррупции, загадывать рано. Само начало этого процесса в последние месяцы 2006 года стало сенсацией – региональные власти начали говорить о заговоре против главного уральского спасателя, а прокуратура «крыть» все это сообщениями о появлении новых уголовных дел. Напомним, надзорное ведомство занимается четырьмя уголовными делами, связанными с получением взяток за предоставление тех или иных выгод неким предпринимателям и злоупотреблением служебным положением.

Не менее громким оказалось начало еще двух процессов, которые в правоохранительных органах окрестили началом конца активной деятельности двух бизнесменов, имена которых нередко связывались с криминальной деятельностью: арест во время занятий танцами Павла Федулева по обвинению в захвате в 2003 году рынка «Оборонснабсбыт» (по слухам Федулева доставили в областную прокуратуру прямо в бальных туфлях), и явка с повинной экс-депутата гордумы Александра Вараксина. Впрочем, положение обоих бизнесменов существенно отличается – в окружении Федулева после задержания бизнесмена начался разлад, а один из активов – «Екатеринбургский мясокомбинат» сразу стал предметом передела. Владевшая 70-процентной долей ЕКМК Людгарда Ведрова (мать Павла Федулева) больше не контролирует бизнес. Она написала заявление о том, что бывшие соратники Федулева принудили ее под угрозой смерти отказаться от бизнеса. Кроме того, родственники опального бизнесмена обвинили в причастности к «захвату» предприятия руководство свердловской областной прокуратуры.

Дело Вараксина выглядит намного оптимистичней, чем дело Федулева. Во-первых, сам бизнесмен находится на свободе под подпиской о невыезде, во-вторых, как утверждают собственные источники из близких к следствию кругов – Вараксин (проходит по делу о принуждении к сделке, по которому в 2005 был задержан Александр Хабаров) уже давно выполнил свою миссию. По одной из версий, активно обсуждаемых в Свердловской области, Вараксин должен был помочь правоохранителям избавиться от Хабарова, а после этого спокойно вернуться на родину и получить условное наказание вместе с прокурорской индульгенцией по другим делам.

Отставки и назначения 2006 года

Эти громкие события лишь «раскрасили» будни правоохранителей Свердловской области. Так, как и прогнозировалось, ГУВД Свердловской области возглавил «варяг»: ожидаемый уход Владимира Воротникова с поста начальника областного главка мог показаться менее безболезненным, если бы Москва не приняла решение о том, что пора «влить» свежую кровь – уж слишком семейной и закрытой стала система на Урале. Вместо Воротникова кресло главного свердловского милиционера занял Михаил Никитин, ранее командовавший Сахалинским ГУВД. В первый месяц сотрудникам областного главка стало ясно, что далее отставки последуют одна за другой: новому начальнику Москва поручила разобраться со всеми «зависшими» делами, нерадивыми и излишне предприимчивыми сотрудниками – в общем, навести порядок в милиции. Пока новый начальник сменил руководство в Железнодорожном и Чкаловском РУВД Екатеринбурга. Ожидается, что поменяется также командный состав ГУВД и структура самого ведомства на Урале. Но то, что увольняющиеся высокопоставленные милиционеры не остаются на Урале без хорошей работы, уверены все. Так, уволившийся летом начальник главного управления МВД РФ по УрФО Алексей Красников, не был безработным буквально считанные дни – он стал заместителем генерального директора по безопасности аэропортового комплекса, руководителем антикризисного центра ОАО «Аэропорт «Кольцово». В МВД генерал-лейтенант Красников прослужил 35 лет и 3 месяца и его уход был расценен подчиненными как сигнал о том, что кардинальная реформация еще впереди.

Эксцессы, знаки внимания и имиджевые войны

В уходящем году хватало и скандалов, и серьезных падений – как материальных, так и моральных. Самым дорогостоящим оказался крах надежды городских чиновников пустить в эксплуатацию в 2006 году новый и красивый мост. В сентябре развязка на перекрестке улиц Восточной – Шевченко рухнула. До сдачи объекта оставалось два месяца. В рублевом эквиваленте этот обвал обошелся городскому бюджету в 150 млн. рублей. Напомним, сообщение о том, что рухнул недостроенный путепровод на Шевченко – Восточной, появилось днем 5 сентября. Горожане стали гадать – кто понесет ответственность за случившееся. Пока, очевидно, никто: спецкомиссия недавно озвучила результаты проверки и заявила о том, что в проекте, ходе согласования и т.д. было столько ошибок, что непонятно вообще, как этот мост строился. Он был отнесен к категории незаконных строек. Выяснилось также, что архитектор, который спроектировал мост, уехал на постоянное место жительство за границу. Одновременно со строительной катастрофой, в центре Екатеринбурга случилась и другая катастрофа, но уже морально-этическая. Десятки человек стали свидетелями любовной сцены между двумя бомжами на улице Вайнера (злые языки сразу сочинили анекдот о том, что так один из строителей моста расплачивался за проигранное пари). На протяжении нескольких дней Екатеринбург оказался в центре информационной федеральной повестки как город свободы сексуальных меньшинств. Возмущенная Генпрокуратура потребовала найти любовников. И нашла.

Еще один инцидент, которым заинтересовалась прокуратура и милиция, случился между двумя депутатами Государственной думы: Евгением Ройзманом и Евгением Зяблицевым во время радиодебатов в прямом эфире перед выборами в областную думу. Во время обсуждения итогов голосования по закону о монетизации льгот Зяблицев заявил, что голосовал против этого закона, Ройзман обвинил его во лжи и в итоге повалил его на пол и «надавал оплеух».

Еще один серьезный конфликт, правда, с использованием финансовых инструментов, произошел между двумя участниками рынка авиаперевозок. Аэропорт «Кольцово» отказал в исторических слотах на московском направлении базовой компании «Уральские авиалинии». Для перевозчика московские рейсы – это 60% прибыли, так что, естественно, битва началась нешуточная: с привлечением антимонопольщиков, областного правительства и Минтранса России. Слоты УА восстановлены, но эксперты считают, что конфликт между сторонами будет развиваться.

Политика. Выборы. Съезд

В политической жизни Урала в 2006 году события били ключом. Активное поведение политических подразделений привело к почти двукратному увеличению членов всех партий. Но особенно повезло на новости «Единой России». Ключевое политическое событие года оказалось тесно связанным именно с деятельностью этой партии. В декабре единороссы провели в Екатеринбурге седьмой всероссийский съезд и отметили пятую годовщину своей деятельности. В ходе программного мероприятия партия власти предложила стратегию развития страны на ближайшие 10 лет и озвучила программу, с которой пойдет на выборы 2007 и 2008 годов. В Екатеринбург съехались больше 2 тыс. высокопоставленных делегатов из партийной верхушки, члены российского правительства, губернаторы регионов. Центр города был перекрыт для движения. Все объездные дороги превратились в сплошную пробку.

Нельзя не вспомнить и о прошедших выборах в свердловскую областную думу. Главной сенсацией стало то, что Российская партия пенсионеров, которая по самым смелым прогнозам набирала не более 7%, «заработала» целых четыре депутатских мандата. Еще одной неожиданностью стали рекордно низкая явка – всего 27,9 % (в 10 муниципальных образованиях, в том числе в Екатеринбурге, порог в 25 % так и не был преодолен) и крайне низкий процент голосов за кандидата «против всех» – всего 5,76. «Менее 10 процентов голосов за кандидата «против всех» еще ни разу никогда не было! Феномен такого небольшого процента надо еще проанализировать», – удивлялся председатель областного избиркома Владимир Мостовщиков.

Экономические проблемы: удар по недвижимости и алкоголю

Вместе с общим ростом экономики и притоком инвестиций в уходящем году, произошло и несколько событий, которые привели к ухудшению положения в нескольких сегментах бизнеса. Решение федеральных властей о запуске системы ЕГАИС, отсутствие лицензий у нескольких региональных алкогольных производителей, банкротство региональных предприятий и процесс смены владельцев в итоге практически полностью лишил региональных производителей места на рынке. На сегодняшний день на местного производителя приходится не более 6% алкогольного рынка. Такая потеря позиций регионалов означает, что даже в ближайшие 5 лет уральские производители не смогут занять хоть сколько-нибудь значимую нишу. Даже к Новому Году уральцы остались без собственного шампанского – «Екатеринбургский виншампанкомбинат» все еще переживает процедуру банкротства.

На рынке недвижимости, напротив, наблюдается рост. Но он не может быть отнесен к положительным тенденциям года ­– цены на недвижимость в Екатеринбурге в 2006 году по данным Уральского института прикладной политики и экономики, выросли на 90% – то есть почти в два раза! Сегодня средняя цена за 1 квадратный метр составляет почти 60 тыс. рублей. Острый дефицит наблюдается по всем сегментам рынка: дорожает жилье как на окраинах уральской столицы, так и в пригородах Екатеринбурга. Риэлторы отмечают, что почти 70% сделок купли-продажи на вторичном рынке Екатеринбурга совершаются с помощью банковских кредитов. Доступность жилья, которая была провозглашена федеральным нацпроектом, на Урале пока остается лишь мечтой. Губернатор, впрочем, считает, что ипотека в регионе доступна. Эксклюзивная схема по улучшению жилищных условий выглядит так: семья из 3-х человек с совокупным доходом в 30 тыс. рублей может позволить себе взять кредит на двухкомнатную квартиру общей площадью 54 м. кв. сроком на 20 лет и при банковской ставке в 13% годовых. 25% населения могут вступить в ипотеку на 20 лет, 35% – на 30 лет. Однако, риэлторы с Росселем не согласились. Банкиры говорят о том, что на Урале сложился миф о доступности ипотеки, который и «перегревает» рынок недвижимости.

Екатеринбург, Ольга Орлова

© 2006, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Культура, Общество, Политика, Россия, Спецпроекты, Экономика,