Бойкот русской водки российским геям не поможет. Такое мнение высказал доцент политических наук американского института в Пенсильвании Марк Лоуренс Шрад в своей статье для газеты The New York Times (перевод РИА «Новый Регион»). По его оценке, защитникам секс-меньшинств и самим гомосексуалистам следует действовать иначе – в России такой протест не поймут, а Кремлю помогут взять на себя роль защитника традиционной семьи.
В США прокатилась война призывов к бойкоту русской водки в связи с притеснениями геев в России. Даже любимый колумнист Америки, пишущий о сексе и отношениях полов, Дэн Саваж поддержал эту акцию. Реакция вполне понятная, но вероятность успеха такого бойкота крайне мала, и кроме того вполне возможно что такой протест негативно скажется на российском ЛГБТ-сообществе, отмечает Шрад.
Опросы показали, что две трети россиян считают, что гомосексуализм не приемлем ни в каких обстоятельствах. Учитывая такую консервативность, угроза, пусть даже символическая, со стороны либерального Запада была бы благословением для президента России Владимира Путина, который на этом фоне может изображать из себя защитника традиционной русской семьи, православных ценностей и национальной гордости.
Марк Лоуренс Щрад специализируется на российской политике и к этому выводу он пришел с довольно двояким, как она сам отмечает, впечатлением. Водка и Кремль, по его мнению, действительно имеют долгую историю взаимной зависимости.
Веками российское государство использовало водку для угнетения и эксплуатации своего народа. Правители, начиная с Ивана Грозного до Петра Великого и Сталина, принуждали даже своих ближайших коллег пить до оцепенения, чтобы они были разобщены и зависимы. С 1763 году, когда у власти была Екатерина Великая, до 1914, когда Николай II учредил запет на содействие мобилизации Первой Мировой, ликеро-водочные налоговые поступления составляли от 25 до 40 процентов всех доходов государства, что было достаточно, чтобы содержать одну из крупнейших армий а мире и роскошные дворцы Романовых. Даже в 1970-1980 годы доходы от водки составляли четверть доходов Советского Союза.
Оппозиция уже давно признала репрессивную мощность алкоголя. В 1845 году американский просветитель Фредерик Дуглас сказал, что дозволение рабам напиваться «самое эффективное средство рабовладельца в борьбе с мятежным духом».
В то же время эксперт обращает внимание, что такие писатели как Достоевский и Тургенев использовали водку, чтобы подчеркнуть отсталость и моральную несостоятельность самодержавного режима. Толстой сформировал общество трезвости, которое было призвано содействовать духовному и материальному прогрессу русских. Кроме прочего, советские диссиденты Андрей Сахаров и Александр Солженицын были трезвенниками.
В числе причин несостоятельности водочного бойкота эксперт называет то обстоятельство, что, во-первых, распитие водок Absolut, Belvedere or Ketel One вместо «Столичной» акция символическая, как и изменение фотографии на странице в Facebook* или обмена видео на YouTube, который мало что меняет для геев и лесбиянок России.
Во-вторых, бойкот позволит Путину представить американцев в роли монстра, который хочет нарушить суверенитет России. От поправки Джексона-Веника в 1974 году до «списка Магнитского» очевидно, насколько история американских попыток вмешаться в вонутрироссийскую политику оказывается неэффективной. Большинство политологов считают, что санкции редко приводят к желаемым результатам и могут лишь подорвать эффективность и доверие местных оппозиционных групп.
В-третьих, самое важное, как считает американский эксперт, историческая зависимость Кремля от водочных доходов в большей степени завершилась – прилагать усилия к расширению бойкота неэффективно и будет лишь работать в угоду нынешнему российскому режиму. Многие бары прекратили закупать водку «Smirnoff», которая как и в 1930-х годах производится в США, а не в России, а сейчас изготавливается британским конгломератом «Diageo».
Главной целью была «Столичная», гостиница «Москва» на этикетке была почти синонимом России с 1972 года, когда бренд стал доступен в Америке, благодаря сделке, которая позволила Pepsi выйти на советский рынок. К сожалению «Столичная», которую мы (американцы) пьем, дистиллируется в Латвии и принадлежит «SPI Group», чей головной офис находится в Люксембурге, в отличие от (дешевой и менее почитаемой) «Столичной», которая производится в России благодаря усилиям государственной компании ФКП «Союзплодоимпорт».
Шрад отмечает, что исполнительный директор «SPI» Вэл Менделеев прогнулся и осудил антигейское законодательство. Саваж говорит, что «SPI» принадлежит олигарху Юрию Шефлеру. Однако он и Менделеев несколько лет назад покинули Россию, как и многие другие олигархи, не разделяющие взгляды Путина, чтобы избежать изгнания и лишения свободы.
Лучший выход для гей-активистов в России и их союзников за рубежом связать причины проблем равенства секс-меньшинств в России с проблемами, которые вызывают набольший резонанс в России, например, повальная коррупция и несоблюдение законов. Большего успеха реальней добиться, облачив борьбу за равноправие в такую обложку, нежели если бороться с бутылкой, считает Шрад.
Нью-Йорк – Москва, Инна Санина
Нью-Йорк – Москва. Другие новости 22.08.13
ЦБ РФ отобрал лицензии у двух банков. / Министр энергетики РФ в росте цен на бензин обвинил лето и инфляцию. / Удальцов вновь попытается выйти из-под домашнего ареста. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Подписаться на ТГ-канал «Новый День – Передовица»
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».