Михаил Хазин: Украина распадается из-за краха либерализма России надо срочно изменить экономическую концепцию развития
Конфликт на Украине является следствием разрушения концепции либеральной власти и началом борьбы за развитие новой. При этом Украина обречена на распад путём выхода националистической Галиции из объединяющегося русского мира. Такое мнение высказал известный экономист Михаил Хазин в своей статье «Украина как зеркало мировой трансформации», опубликованной на сайте Worldcrisis.ru. Он считает, что аналогичные проблемы ждут Западную Европу, Азию и Китай. А России, чтобы избежать проблем, нужно максимально отказаться от либерализма.
Эксперт отметил, что у нормального человека острый конфликт на Украине вызывает удивление. «В конце концов, откровенных бандеровцев, даже с учетом оголтелой пропаганды, там не так много. Ну так, казалось бы, что мешает договориться, почему такое категорическое неприятие иных точек зрения? Чем кому мешает русский язык? Зачем пропаганда русофобии, которая разрушает государство Украина у нас на глазах? У нормального человека это вызывает искреннее удивление, особенно, в части массовых убийств, которые явно направлены на то, чтобы запугать большую часть населения. Откуда все это взялось?», – задаётся вопросом он.
По его мнению, ответ на этот вопрос, как это часто и бывает, лежит далеко за пределами Украины. И дело тут не в «руке Вашингтона» или «руке Москвы», как говорят записные пропагандисты с обеих сторон. «Дело в том, что мы, в обыденной жизни, сталкиваемся с двумя силами, двумя формами власти. Первая из них – это голая сила, сила оружия, прямого насилия. Вторая – это сила денег. Деньги обычно побеждают голую силу, точнее, ставят ее себе на службу. Но есть еще и третья власть, концептуальная. С ней люди в обыденной жизни обычно не сталкиваются, но она побеждает власть денег. Это – власть, которая определяется неким общепризнанным правом и признается всеми, даже теми, которые с ней не согласны. Это может быть власть царя или короля (и тогда она базируется на божественном праве, монарх – помазанник божий), власть денег, как сакрального принципа (протестантизм), наконец, власть справедливости. Сила СССР была как раз в том, что он предлагал миру одну из форм справедливости – и до тех пор, пока в не верили, сила СССР была непоколебима, хотя у него были очень серьезные враги», – пояснил Хазин.
В то же время он обратил внимание, что еще совсем недавно практически всем миром правила всего одна концептуальная власть – основанная на «либеральных ценностях». «Кавычки я поставил не зря: основная ценность либерализма, «свобода», предполагает самостоятельный выбор адептами своей ценностной базы, а еще одна ценность, «толерантность», запрещает обществу эту систему ценностей исследовать. Отсюда, кстати, и дикие «наезды» на страны с традиционной ценностной моделью, которые, например, не поддерживают пропаганду гомосексуализма. Да, он не преследуется – но критикуется здесь само право общества выносить суждения по поводу поведения индивидуума», – отметил Хазин.
По его оценке, у либеральной концептуальной власти есть одно очень важное дополнение, без которого подобная модель просто не может существовать. Это – способ контроля социального поведения, который в отсутствия морали (то есть основанного на традиционных ценностях понимания того, что такое хорошо, а что такое плохо) заменяется государственным контролем (через закон) и правом сильного, подчёркнул Хазин. «То есть того, у кого больше денег. И в этом смысле наличие денег принципиально – любой вопрос в либеральном обществе решается через затрату денег (как у нас говорят, он – монетизирован). Даже чисто общественные механизмы, вроде локальных референдумов и обсуждений, все равно монетизированы, через механизм, который у нас называется «пиаром» (от английского public relations, общественные отношения)», – отметил эксперт.
По его мнению, проблема современного мира состоит в том, что механизм перераспределения денег в рамках либеральной концептуальности работать перестал. Это означает, что вся выстроенная десятилетиями система социального управления миром, построенная на банальной схеме: «мы вам даем денег за то, что вы признаете наше право писать законы и готовы их потом исполнять», начинает разрушаться. Если денег не дают, то законы перестают интересовать. «Но без концептуальности вообще мир жить не может – и начинают поднимать головы представители старых концепций власти, а подчас и появляются новые», – считает Хазин.
Возвращаясь к ситуации с Украиной, он отметил, что сложилась ситуация, когда «обещанного «счастья» от либералов не видно (кроме откровенного кидалова, вроде ассоциации с Евросоюзом)». В этой ситуации наиболее разумные люди стали вспоминать старые концепты, связанные со справедливостью в рамках русского мира (или даже больше, в рамках евразийского пространства, которое регулярно объединялось в рамках единой семьи народов, последний раз – в социалистическое содружество наций).
«Разумеется, в России времен олигархата и прихватизаторов о справедливости и говорить не приходилось, но сегодня ситуация, вроде бы, пусть очень медленно, но стала меняться, и именно Путин с этими изменениями ассоциируется. Я, кстати, не исключаю, что абсолютно оголтелая антипутинская пропаганда в либеральных СМИ как раз с этой ассоциацией и связана. Но в любом случае – народ стал в этом направлении подтягиваться», – полагает Хазин.
При этом эксперт добавил, что с другой стороны работает другая концептуальность, не объединительная, а разъединительная, жестко националистическая. «С точки зрения США и либеральной Западной Европы (а там, как показывает опыт Франции, есть и другие силы), которые до дрожи боятся объединительных тенденций в Евразии (их, кстати, и Китай боится), фашисты много лучше любых пророссийских сил, поэтому сегодня в Киеве националисты работают с либералами (хотя последние и пытаются отправить первых на убой). Но в любом случае, то, что происходит на Украине – это следствие разрушения либеральной концептуальной власти и появления новых (точнее, возрождения старых) концептов», – подчеркнул эксперт.
Он напомнил, что «арабская весна» из «той же оперы» – только процессы там идут немножко иначе, в связи с другой историей и другими участниками.
«Возвращаясь к Украине, можно отметить, что, судя по всему, договориться уже не получится. Либеральная империя уже не возродится», – считает Хазин.
Он также отметил, что под этим его личным мнением есть экономическая теория. Альтернативные взгляды, которые поддерживают большинство «экспертов», по мнению Хазина, на самом деле серьезными аргументами не подтверждены – «это, скорее, «хотелки», чем реальный анализ».
«Значит, победит та или иная альтернативная концепция. Я склонен считать, что Украина в результате распадется, но не путем выхода Юго-Востока, а путем выхода националистической Галиции из объединившегося русского мира. Именно потому, что речь идет о властных концептах – в которых обычно побеждает более конструктивная модель. А у национализма с конструктивизмом проблемы, Галиция – это, все-таки, не Германия 30-х годов. Правда, до этой победы либералы еще много крови прольют», – прогнозирует он.
Хазин считает, что аналогичные Украине проблемы ждут и Западную Европу, и Азию, и Китай (в котором тоже, после постепенного отказа от социализма, есть концептуальные сложности).
«И в этом смысле нам нужно максимально усиливать правильную концептуальность в управлении нашей собственной страной, то есть выстраивать семью народов, построенную на традиционных ценностях, отказываясь от либерализма, в первую очередь, в экономической политике», – заключает эксперт.
Москва, Алёна Лучистая
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».