«Не доставайся ты никому»: в Подмосковье гниет урожай клубники Импортозамещение в действии
Крупнейший в России производитель клубники – подмосковный «Совхоз им. Ленина» начал сдерживать сбор ягод из-за чиновников Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Об этом сообщил директор хозяйства Павел Грудинин.
По его словам, в прошлом году совхоз по разрешению правительства Москвы устанавливал у станций метро лотки с земляникой, с которых продавал свой скоропортящийся урожай, минуя многочисленных посредников. Однако Московское УФАС усмотрело в этом нарушение законодательства, и в текущем году лотков у метро уже нет, передает «Интерфакс».
«Многочисленные хождения по инстанциям, требующим от нас и друг от друга то одну, то другую бумагу, пока результата не дали, сейчас ждем решения правительства Москвы, которое проводит заседания по вторникам. На этой неделе его не было, значит – на следующей, а клубнику собираем каждый день, и она ждать разрешения не может, срок ее реализации – максимум два дня, а пик сбора – всего две недели», – сказал Грудинин.
Как считает глава хозяйства, создавшаяся ситуация лишний раз доказывает, что многочисленные регламентирующие акты, которые «опутали» лоточную торговлю, не только лишают покупателей свежей отечественной продукции, но и сдерживают расширение ее производства. «И все это на фоне призывов к импортозамещению», – подчеркнул он.
Грудинин отметил, что в настоящее время хозяйство собирает более 60 тонн ягод в день. «Пока продаем в Московской области, на ярмарках выходного дня и вдоль дорог, но все равно, к примеру, от вчерашнего сбора в 63 тонны в ночь осталось 28 тонн», – пояснил он.
В прошлом году, добавил он, когда с реализацией особых проблем не было, собирали до 102 тонн в день. «Но сейчас мы вынуждены сдерживать сбор – не более 40 тонн, хотя ягода зреет и на это сдерживание не реагирует», – посетовал он.
При этом, уточнил Грудинин, торговые сети «без энтузиазма» относятся к подмосковной клубнике. «То, что надо продать в течение суток, им не интересно, пусть на полках неделями лежит импортная «резиновая» и безвкусная ягода», – сказал он.
Для сбора ягод, которые растут на 130 гектарах, хозяйство ежегодно привлекает так называемых сборщиков. «В этом году пришло почти пять тысяч человек, но пришлось взять лишь половину, люди возмущаются», – сказал Грудинин.
Исполнительный директор ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС) Маргарита Попова объяснила, что после введения продовольственного эмбарго и официально объявленного курса на импортозамещение многие сельхозпроизводители увеличили мощности, поверив, что их продукция действительно нужна. «Однако правила выхода отечественной сельхозпродукции на рынок остались без изменений и учета сложившейся конъюнктуры, аграрии по-прежнему вынуждены преодолевать многочисленные административные барьеры…», – сказала она. При этом она добавила, что трудно комментировать ситуацию, когда «спасенный от заморозков и града, выращенный по передовым и безопасным технологиям продукт остается гнить в поле».
«Совершенно очевидно, что действующие нормативные акты не в полной мере учитывают изменившуюся ситуацию на продовольственном рынке и требуют пересмотра с учетом интересов сельхозпроизводителей, а значит и потребителей их продукции», – считает Попова.
Москва, Виктория Кравченко
© 2015, РИА «Новый День»