AMP18+

Москва

/

Интервью

/

Александр Шарипов: Мы – русские, вне зависимости от места пребывания и «чистоты крови»

image

Финансово-экономическая, информационная и культурная политика государства не ориентирована на защиту русских интересов, а потому разговор о единой российской нации пока остаётся средством манипуляции общественным сознанием. Такое мнение высказал сопредседатель Международного Ильинского комитета, член Исполнительного комитета Сербско-Российского общества им. Ивана Ильина (СРОКИ), кандидат исторических наук, член Союза писателей России Александр Шарипов, отвечая на вопросы корреспондента РИА «Новый День».

По его оценке, пока русская культура, как и русские интересы в целом, будут находиться на обочине правительственных забот, разговоры о российской нации будут оставаться очередным явлением политтехнологий.

«Новый День»: Президент РФ Владимир Путин заявил, что в стране пора принять закон о «российской нации». Можно ли создать нацию по приказу и к чему приведёт эта инициатива? Нет ли тут попытки отправить понятие «русский» в прошлое? Или, наоборот, эта инициатива призывает все народы России к объединению вокруг Кремля»?

Александр Шарипов: «Нация есть духовно своеобразный народ», складывающийся веками из единства исторической судьбы (Ильин И.А. Путь духовного обновления) и потому «создать по приказу» её никак нельзя. Но можно культивировать солидарность живущего в едином государстве народонаселения и таким образом формировать единую политическую нацию, состоящую из сонма народностей. Если государство уважает и защищает каждого живущего в ней человека, то он чувствует себя личностью с чувством собственного достоинства, ответственным перед нацией гражданином. Так же и каждая народность, включаемая в такое справедливое государство, чувствует себя частью единой государственно-политической нации.

Русские по культуре и духу вполне способны ощутить себя частью единой российской нации, если правительство России будет искренне представлять и защищать их интересы.

В настоящее время в Российской Федерации слабо защищаются интересы самой большого государственно-образующего народа (русских в государстве свыше 80%), даже в когорте приватизаторов национальных богатств (нынешнего олигархата) этнические русские представлены лишь несколькими процентами. Разговоры в высших политических сферах о единой российской нации в условиях обострившейся межцивилизационной борьбы говорит о том, что руководители страны ищут опору в широких слоях населения. Однако ни финансово-экономическая, ни информационная, ни культурная политика государства до сего дня не ориентирована на защиту русских интересов, и потому разговор о единой российской нации пока остаётся средством манипуляции общественным сознанием.

«Новый День»: Владимир Ленин считал, что нация – это неизбежный продукт буржуазной эпохи. Не станет ли понятие «российской нации» оправданием неравенства и социальной несправедливости и закреплением права международного капитала на эксплуатацию не только природных, но и человеческих ресурсов России?

Александр Шарипов: Ленин совершал коммунистическую революцию 1917 г. под знаменем марксизма, считающего необходимым и неизбежным отмирание семьи, нации, государства, нравственности и религии.

Если под нацией понимать солидарное сообщество людей, объединённых единым интересом и строящих единую цивилизацию, то этого в России не наблюдается, ибо нет даже политических и социально-экономических намёков на строительство солидарного общества и социального государства, на воспитание в людях высокой культуры. Пока русская культура, как и русские интересы в целом, будут находиться на обочине правительственных забот, разговоры о российской нации будут оставаться очередным явлением политтехнологий.

Тем не менее, создание единой российской нации выгодно всем входящих в великую империю народам, ибо объединённые под бронёй империи они могут эффективнее защитить своё своеобразие от агрессии иных цивилизаций.

«Новый День»: Русский язык и русская культура распространены за пределами России. По международному праву границы Советского Союза, установленные по итогам Второй Мировой войны 1945 года, не пересматривались, а Россия является правопреемником СССР. Не означает ли создание «гражданской или политической нации» попыткой законодательно ограничить Русский мир границами Российской Федерации 2016 года?

Александр Шарипов: Распад Советского Союза в декабре 1991 г. был государственным преступлением, совершённым руководителями национальных республик с целью бесконтрольной приватизации и эксплуатации ресурсов, оказавшихся под их властью территорий (прежде всего, подписантами Беловежского сговора Ельциным, Шушкевичем, Кравчуком, а до этого объявивших о суверенитете республик Акаевым, Назарбаевым и др.).

Однако Русский Мир был «ограничен» ещё их предшественниками, когда Ленин объявил Россию «тюрьмой народов» и после установления марксистской диктатуры разделил единое Русское государство на государственно-политические образования по национальному признаку – советские и автономные республики. Большевики запретили все русские патриотические организации, а стержень Русского Мира – церковные общины – были лишены имущества, информационных средств и системы образования. За веру и патриотические убеждения с 1917 по 1953 гг. были расстреляны и сгинули в концлагерях многие тысячи. Все годы советской власти под запретом находилась русская духовная литература – православно-христианское богословие, религиозная философия, работы славянофилов, монархистов, черносотенцев.

Русский Мир свободно дышал только в эмиграции: Шмелёв творил во Франции, Ильин – в Швейцарии, Рахманинов – в США... И ныне, при отсутствии коренного русского «контента» на центральных и региональных государственных телеканалах России, русскому зарубежью нередко по-прежнему приходится выполнять роль хранителя русских традиций. Так что рамки «попыток ограничить Русский мир» пока лучше искать не на границах России, а в Останкино и «Газпроммедиа».

«Новый День»: На Украине была искусственно создана политическая нация, что привело к территориальному развалу страны и политическому хаосу. Не применяется ли сейчас этот сценарий в России?

Александр Шарипов: Политическая нация в Украинской ССР была искусственно создана ещё век назад – Лениным и его сподвижниками. Причём если русских национал-патриотов безоговорочно уничтожали, то украинских нет. Так, теоретик и лидер украинских националистов Грушевский, бывший в царские годы рупором украинского национализма, а после революции входивший в воевавшую с советами Верховную Раду Украины, в советские годы жил в почёте и стал советским академиком. Народ же Закарпатья – русины, которые стремились стать частью Русского Мира, преследовался как украинскими нацистами, так и советским правительством, записавшим этот русофильский народ в украинцы.

Политическая нация есть совокупность всех народов, живущих на территории определённого государства. Вспомним Римскую Империю, когда римское гражданство для любого провинциала – гала, еврея, германца, сармата – было почётным и к нему стремились.

Нация – явление политическое, оформленная в государство совокупность народов, ощущающих единство своих интересов под защитой этой общей им всем общественно-политической брони. В социальном государстве, строящем солидарную нацию, не может быть отрыва государства от нации, ибо государство есть инструмент нации.

«Новый День»: Как, на ваш взгляд, нужно называть представителей наднациональной надгеографической русской цивилизации, объединённых общей историей, культурой и языком?

Александр Шарипов: А как называли и кем чувствовали себя рассеянные по миру евреи до образования Государства Израиль? Как называли и кем чувствовали себя рассеянные по миру миллионы русских беженцев после Катастрофы 1917 года, когда имя России было стёрто с политической карты мира? Они отказывались принимать иное гражданство и до конца своих дней считали и называли себя русскими, и детей своих воспитывали в русской культурной традиции. Поэтому русский человек, изгнанный, или вынужденный выехать из России, или после распада СССР оказавшийся вне России, если он думает и говорит по-русски, продолжает жить в духе русской культуры – он русский. Если же ему это неважно, то он сам себя извергнул из русского духовно-культурного организма и лёг прахом «мирового беспочвенничества» под ноги иных наций. Его к Русскому Миру не только нельзя приобщить, но даже вредно, ибо больной «овощ» только внесёт гниль в цветущий сад национального бытия.

Мы – русские, вне зависимости от места пребывания и «чистоты крови». Так же ощущают себя клеточками своих этносов и якуты, буряты, осетины, башкиры. Но все мы – граждане единой и неделимой России вправе чувствовать себя россиянами, представителями единой российской нации как политического и цивилизационного единства.

Москва, Кристина Славинская

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Интервью, Центр России, Интервью, Культура, Общество, Политика, Россия, «Уникальная российская нация»,