Общеизвестное высказывание о том, что всё познаётся в сравнении, как нельзя лучше подходит для понимания ситуации, в которой оказалось высшее российское руководство в случае с пребыванием Сноудена в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево», куда он 23 июня прибыл как транзитный пассажир из Гонконга. Об этом пишет в авторской колонке эксперт РИА «Новый Регион» по безопасности и кризисным ситуациям Фёдор Яковлев. По его оценке, события вокруг Сноудена наглядно показывают, насколько «патриотично» действуют российские власти.
Сноуден в мае предал гласности несколько секретных документов, касающихся прослушивания спецслужбами США телефонных переговоров граждан США и других стран, а также данные о сверхсекретной программе американского Агентства национальной безопасности PRISM, позволяющей отслеживать электронные коммуникации на крупнейших сайтах. Согласно обнародованным сведениям, АНБ, ЦРУ и ФБР не просто собирают данные о пользователях крупных коммуникационных компаний США, но и имеют беспрепятственный доступ к серверам Мiсrosoft, Yahoo, Google, Facebook*, Skype, YouTube, Apple и других. Власти США обвинили Сноудена в разглашении секретных сведений, которые якобы нанесли серьезный ущерб национальной безопасности США и… аннулировали его американский паспорт, как раз перед тем, как он прилетел в Россию.
По поводу возможности предоставления Сноудену, с учётом данных обстоятельств, политического убежища, президент небольшой Венесуэлы Николас Мадуро заявил: «В качестве главы государства и правительства Венесуэлы я принял решение предложить гуманитарное убежище молодому американцу, чтобы он мог прибыть на родину Боливара и Чавеса, скрываясь от преследования со стороны США». При этом Мадуро подчеркнул, что решение было принято «вопреки тому, что Сноуден был объявлен врагом американского общества номер один», и добавил:– «Мы, дети Боливара, не боимся империю», назвав так США по примеру покойного президента Уго Чавеса. По мнению Мадуро, Сноуден «не сделал ничего, кроме как сказал правду», за что и подвергся преследованию «самой мощной в мире империи».
Практически аналогичную позицию занял президент ещё меньшей Боливии Эво Моралес, заявивший, что «если этот молодой американец, преследуемый своими согражданами, попросит у нас убежища, то мы ему предоставим это убежище, мы никого не боимся». По мнению Моралеса, Сноуден «подвергается преследованию за то, что заявил о шпионаже, которым занимаются Соединенные Штаты».
А как на этом фоне выглядит президент великой России Владимир Путин с его исключительно «патриотической» командой? 1 июля после окончания саммита стран-экспортеров газа в Москве, Путин, отвечая на вопросы журналистов по поводу Сноудена, заявил: «Если он захочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это ни странно прозвучит из моих уст».
То есть, в данном конкретном случае, Путин выступил как защитник права США на прослушивание любого гражданина в любой стране мира, включая Россию!? При этом Путин даже не скрывал своего понимания того, что это условие заведомо неприемлемо для Сноудена: «в силу того, что он чувствует себя правозащитником и борцом за права человека, он такую работу, судя по всему, прекращать не намерен, поэтому он должен выбрать для себя страну пребывания и туда перебраться». По большому счёту, из уст Путина в адрес Сноудена прозвучало не предложение о возможности предоставления ему политического убежища, а предложение убираться из России на все четыре стороны.
А то, что такая забота о защите «наших американских партнеров» звучит действительно «странно», если не сказать, по холопски раболепно, совершенно очевидно, поскольку хорошо известно, что под определение «антиамериканской деятельности» подходят любые действия или высказывания лиц, подвергающие хотя бы малейшему сомнению право США на организацию подпольных тюрем, где людей годами содержат без предъявления обвинения, применение к ним жесточайших пыток, похищение и безнаказанные убийства людей без суда и следствия в любой точке мира, бомбардировки мирных жителей, в том числе радиоактивными боеприпасами, вторжение в другие страны на основании лживых обвинений со стороны американских президентов, включая нынешнего и т.д.
Факты этой лжи общеизвестны и убедительны, например, о лжи и извращении фактов со стороны американского президента и премьер-министра Великобритании, предшествовавших агрессии против Ирака в 2003 году говорит, например, не кто иной, как бывший глава британской разведки MI6 68-летний ветеран сэр Ричард Деарлав, который руководил сбором информации по предполагаемому наличию оружия массового поражения в Ираке. В результате агрессии в Ираке погибли сотни тысяч мирных жителей, а спровоцированные американской военщиной акты насилия продолжаются до сих пор. По мнению американского специалиста по Ближнему Востоку Майкла О'Брайена, «это ужасная ситуация, но мы сыграли в ней огромную роль, полностью разрушив систему безопасности Ирака и затем покинув его. Когда у власти был Саддам, он всё держал под контролем».
Ещё откровеннее о праве США на смену правительств в других странах заявил экс-посол США в ООН Джон Болтон, который считает, что США «имеют право защищать себя любыми способами, включая смену режимов в других государствах, если это необходимо», а каким образом это происходит, популярно разъясняет экс-консультант Совета национальной безопасности США Майкл Ледин, рассказывая об исключительно «демократических революциях», происходящих после того, как США «берут на зарплату» так называемых «диссидентов»!? И право «наших американских партнеров» на смену правительств в других странах, в первую очередь, в самой России, защищает президент России Владимир Путин?! После таких «откровений», да ещё в сравнении с позицией президентов действительно независимых Венесуэлы и Боливии, Путин не похож не только на «альфа-самца», каким любят представлять его почитатели, он не тянет даже на какую-нибудь захудалую «бета-самку»!
После таких холуйских прогибов перед «нашими американскими партнерами», пожалуй, не стоит удивляться, что вылетевший из Москвы самолёт президента Боливии Эво Моралеса вследствие отзыва разрешения на пролёт через воздушное пространство Франции, Португалии и Испании, после трёх с половиной часов нахождения в воздухе, был вынужден приземлиться в Вене, где, несмотря на иммунитет, сотрудники венского аэропорта, поправ существующие нормы международного права, его досмотрели!? И только спустя 13 часов президент Боливии Эво Моралес смог вылететь из Вены.
Естественно, что случившееся в Латинской Америке было расценено, как «беспрецедентный и враждебный акт», направленный не только против президента Боливии, но и против всей Латинской Америки. Более того, как заявил президент Эквадора Рафаэль Корреа: «если бы подобное произошло с европейским лидером или президентом США, то это рассматривалось бы как повод к войне». И в этом можно даже не сомневаться, американская армия вторгалась в суверенные государства и по гораздо менее значимым поводам.
Вынужден был выступить с заявлением и российский МИД, лицемерно заявивший, что «действия властей Франции, Испании и Португалии едва ли можно рассматривать как дружественные по отношению к Боливии, а также России, из которой президент Эво Моралес следовал по завершении визита в Москву». Другими словами, признав, что Запад в очередной раз отвесил России увесистую политическую оплеуху, МИД трусливо спрятал своё унижение за дипломатическими экивоками, побоявшись назвать вещи своими именами и потребовать у «наших европейских партнеров» не только объяснений, но и официальных извинений за откровенный политический бандитизм с их стороны в отношении гостей России.
Понятно, что в самолёте боливийского президента «независимые» европейцы по команде из «демократического» Вашингтона искали всё того же Сноудена, посчитав, что Эво Моралес, так же, как и они, способен на участие в шпионских играх и попытается нелегально вывезти Сноудена из России в своём президентском лайнере. К тому же о возможности такого шага публично проинформировал «наших американских партнеров» всё тот же Путин. Однако и «наши американские партнеры», и их европейские коллеги просчитались, ещё раз подчеркнув, что кичащиеся своей «независимостью» разные европейские олланды, силвы, рахои и даже коронованные особы, типа нагловатого Хуана Карлоса («достойным подражания» примером королевской «вежливости» которого может послужить его хамская реплика в адрес Уго Чавеса во время церемонии закрытия иберо-американского саммита), на самом деле не более, чем обычные американские холуи. Но, вопрос в том, зачем в этот ряд пресмыкающихся западных политиков пытается втиснуться президент России!?
А ведь в «деле Сноудена» есть ещё одно весьма немаловажное обстоятельство, которое напрямую задевает не только достоинство России, как государства, но и самого Путина, но об этом обстоятельстве «независимые и свободные» российские СМИ предпочитают молчать.
25 июня 2010 года в США сбежал заместитель начальника, так называемого, американского отдела Управления нелегальной разведки Службы внешней разведки России, теперь уже экс-полковник и экс-орденоносец Александр Потеев. И дело не в передаче им американцам на протяжении нескольких лет ценнейшей секретной информации о деятельности российской СВР в США ,и даже не в том, что он сдал больше десятка российских разведчиков-нелегалов, некоторые перебежчики сдавали и побольше и секретов, и агентуры, но ещё никогда, ни в истории нелегальной разведки СССР, ни в истории нелегальной разведки России перебежчики не уходили прямо с вечеринки в честь очередного юбилея создания этой самой нелегальной разведки!? Этим, специально подготовленным именно к этой дате, демонстративно наглым побегом прямо с юбилейного застолья, ЦРУ не только деклассировало своего извечного противника – СВР, но и просто опустило его руководство ниже уровня подвального плинтуса.
Ещё ниже руководство СВР опустило себя само, оказавшись, по-видимому, с бодуна после юбилейной пьянки, совершенно неспособным организовать не только, хотя бы, подобие вменяемых розыскных мероприятий в отношении Потеева, но и предупредить об опасности арестов зарубежную агентуру!? Об исчезновении Потеева руководству СВР стало известно уже утром 26 июня 2010 года, причём от самого Потеева, направившего со своего мобильного телефона на мобильный телефон жены более чем красноречивую смску: «Мэри, постарайся принять эту новость спокойно, я уезжаю не в командировку, а навсегда. Я этого не хотел, но так получилось. Я начну жизнь сначала. Детям буду оказывать помощь, если они ее примут, пожалуйста, не настраивай их против меня»?
А после того, как в кабинете Потеева открыли его сейф и увидели аккуратно сложенные поверх рабочих дел несколько принадлежавших Потееву незарегистрированных пистолетов, всякие сомнения в его именно побеге окончательно улетучились. Но, хотя аресты российских разведчиков в США были произведены только 27 июня, тем не менее, никаких мер по предупреждению российских разведчиков-нелегалов в США о явной опасности ареста предпринято не было!? А ведь с учётом разницы во времени, для принятия экстренных мер у руководства СВР было, как минимум, 36 часов!
На то, что никаких мер по предупреждению российских разведчиков принято не было, нагляднее всего указывает пример российского разведчика Михаила Семенко, которому при весьма сомнительных обстоятельствах назначили в Вашингтоне встречу с лжесвязником на… 26 июня, видеозапись которой предъявили разведчику после его ареста на следующий день в качестве единственного доказательства его шпионской деятельности. Вне всякого сомнения, что получив сигнал опасности, Семенко от этой встречи категорически отказался бы и никаких улик против него у ФБР вообще не было бы! Другими словами, своим преступным бездействием руководство СВР просто помогло ФБР получить доказательства против собственного же разведчика!? Складывается такое впечатление, что руководство СВР вообще не было заинтересовано в задержании Потеева, поскольку в этом случае он мог слишком много рассказать об известных ему «грехах» самого руководства СВР.
Впоследствии, хотя и протрезвев, руководство СВР всё равно не поумнело и не только не смогло организовать достойное противодействие информационной компании в СМИ, в том числе в российских(!?), по дискредитации, как бездарей и дилетантов, преданных Потеевым разведчиков, но и через год провело исключительно пародийный «суд» над предателем, не сумев ни обоснованно доказать его вину, ни установить начало его предательской деятельности, ни даже проследить реальный маршрут побега Потеева!? А это всё вместе взятое свидетельствует о том, что руководство СВР оказалось неспособным ни предотвратить предательство в своих рядах, ни вовремя его выявить, ни организовать должное расследование обстоятельств и причин провала, ни смоделировать реальную версию произошедших событий в целях предотвращение подобных провалов в будущем, хотя, собственно, после предательства Потеева в США уже и «валить» просто некого. Завалены все. Подчистую.
В условиях, когда некогда авторитетнейшую спецслужбу мира возглавляет недалёкий и трусливый дилетант, но зато ставленник Путина Михаил Фрадков, другого, собственно говоря, ожидать не приходится. Но, как гласит известная русская пословица, – дуракам всегда везёт, и возможность отыграться на американцах за поруганную честь нелегальной разведки упала в руки СВР в виде Сноудена с неба в прямом и переносном смысле этих слов. А что руководство России и СВР? Как заявил Путин, «что касается господина Сноудена, повторяю еще раз: он не является нашим агентом, не сотрудничает с нами, не сотрудничает и сегодня, и мы с ним не работаем»!? Другими словами, в то время когда американцы самым наглым образом вывозят российских сотрудников спецслужб из России прямо из-за праздничного стола, Россия не желает работать с сотрудниками американских спецслужб даже в том случае, если они волею судьбы находятся на её территории!?
Причём, 15 июля в ходе встречи с участниками экспедиции «Гогланд-2013», то есть через две недели после своего первого публичного заявления по Сноудену, Путин ещё раз обозначил свою позицию в отношении Сноудена: «Если хотите остаться – пожалуйста. Но вы должны прекратить свою политическую деятельность. У нас есть определенные отношения с Соединенными Штатами. Мы не хотим, чтобы вы своей деятельностью наносили ущерб нашим отношениям с США».
Только вот стоит напомнить, что подготовка побега Потеева происходила прямо во время визита в США с 23 по 25 июня 2010 года бывшего тогда президентом РФ Дмитрия Медведева!? И в то время, пока Медведев тупо радовался подаренному ему главой Apple Стивом Джобсом новому iPhone 4, американцы спокойно и деловито готовили побег из России своего шпиона, нисколько не смущаясь тем, что подобными действиями они выставляют Медведева просто дешёвым клоуном перед всеми мировыми лидерами. Следует также напомнить, что сразу после визита в США с 25 по 27 июня Медведев в Канаде принимал участие в саммитах G8 и G20. Как раз во время побега Потеева и массового ареста преданных им российских разведчиков в США.
Но, судя по позиции Путина, он не считает, что такая деятельность США по отношению к России «наносит ущерб» их отношениям и уж, тем более, не считает, что Россия имеет полное право на адекватный ответ!? Хотя позиция довольно странная, как для президента, так и для экс-сотрудника КГБ и экс-председателя ФСБ. Даже несмотря на то, что Путин, как оперработник, был в общем-то никакой. Вполне естественно, что те его сослуживцы, которые вошли в его нынешнюю «команду», будут восхвалять его оперативные «таланты», так же, как и те, которые в «команду» не попали, будут отзываться о нём критически, но есть и совершенно объективный критерий оценки его работы в разведке.
В 1985 году после окончания одногодичного факультета Краснознамённого им. Ю.В. Андропова института КГБ СССР Путин был направлен в ГДР где проходил службу до 1990 года и, естественно, находился в штате ПГУ (внешней разведки) КГБ СССР, где после окончания срока пребывания в ГДР он и должен был продолжать службу. Однако его вернули в штат первого (разведывательного) отдела Ленинградского управления КГБ, откуда его направляли на учёбу в КИ. Т.е., так, как в ПГУ обычно поступали с оперработниками ниже среднего уровня или попросту говоря – бездарными и неспособными к оперативной работе в условиях заграницы. Усердно распространяемая «легенда» о якобы «добровольном отказе» Путина от «перехода в центральный аппарат внешней разведки КГБ СССР в Москве» является не более чем примитивной дезинформацией, поскольку, во-первых, ему никуда не надо было «переходить», работая в ГДР он и так был в штате ПГУ, а, во-вторых, если бы он действительно отказался от работы в ПГУ, то не попал бы даже в штат первого отдела Ленинградского управления КГБ, а дослуживал бы в другом подразделении, не имеющем отношения к разведке.
В итоге, действительно весьма «странная» позиция президента РФ, а, соответственно, и всего высшего руководства России, не желающего отстаивать достоинство своего государства и не просто признающего право США на беспрепятственное вмешательство в дела других государств, включая саму Россию, но и публично защищающего это право!?
Москва, Фёдор Яковлев
Москва. Другие новости 25.07.13
Июльские тезисы Натальи Герман. Авторская колонка Андрея Сафонова. / Спорт чересчур дорогих достижений: чем для свердловского хоккея обернется продажа КРК «Уралец» (ВИДЕО). Авторская колонка корреспондента «НР-Екатеринбург» Екатерины Норсеевой. / Почему Республика Молдова может не протянуть и 10 лет?. Авторская колонка Сергея Ткача. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».