Известный российский экономист Сергей Алексашенко убежден, что у российских властей нет экономической политики. Он сравнивает действующую систему с броуновским движением, «что не имеет вектора, и, значит, никак не может помочь реализовать желаемый переход». По его оценке, в основе этого лежит персоналистская система власти и принятия решений в соответствии с приоритетами одного человека.
Количество принимаемых властями решений запредельно огромно, отметил эксперт в блоге на сайте «Эха Москвы». Алексашенко обратил внимание, что за десять лет (2003-2012) на федеральном уровне было принято 180 тысяч нормативных актов, но их количество не переходит в качество.
По мнению Алексашенко «причины этого хорошо понятны: в персоналистской системе власти, которая построена в России, любое решение имеет шанс на реализацию только в том случае, если оно поддержано первым лицом».
«В этой связи нельзя не обратить внимание на вчерашнюю сентенцию российского президента на эту тему, когда он на встрече с членами СПЧ сказал: «Это расхожее мнение о том, что все зависит только от Президента … Но очень многим коллегам хочется, чтобы был крайний… Я не сопротивляюсь, потому что в конечном итоге мы все должны нести свое бремя ответственности даже за то, что, казалось бы, в прямую компетенцию нашу не входит». То есть не может наш президент отказать министрам в их просьбах принять за них решение. А также просьбам парламентариев. А еще просьбам судей, следователей, прокуроров. Даааа… Воистину, тяжела ты, шапка Мономаха!» – пишет эксперт.
Алексашенко подчеркнул, что «Владимир Путин не является визионером или стратегом – то есть он не тот политик, который может начертать облик светлого завтра, и возглавить движение в соответствующем направлении».
По его мнению, при принятии решений Путин, скорее, является интуитивистом – то есть решения принимаются им, исходя из личных ощущений и оценок. «В дополнение к этому наиважнейшим приоритетом для Владимира Путина является удержание власти. Можно даже предположить, что ему в какой-то момент (похоже, в 2007 году, когда он решил перебраться в кресло премьер-министра) стали не чужды мессианские настроения – мол, чем дольше я буду находиться у власти, тем лучше будет для России. В этой связи, рассматривая варианты решения любой другой проблемы, он соотносит возможные решения с ответом на вопрос: Это ослабит или усилит возможности удержания власти? Если ответ – «ослабит», то у такого решения нет никаких шансов на принятие» – считает Алексашенко.
Разрушить созданную президентом систему удержания власти, считает Алексашенко, можно, если суд станет независимым и установится верховенство права, но «ведь у Владимира Путина было для этого 15 лет, а воз, что называется, и ныне там?!»
«Конечно, у российского президента есть собственный небольшой и незатейливый набор экономических лекал, который он использует при принятии решений. Хотя Путин и понимает, что альтернативы рыночной экономике нет, но он уверен, что на частную инициативу в вопросах экономического развития ставку делать нельзя – откуда им, частникам, знать, что нужно, а что не нужно государству? Он является приверженцем дирижистских методов и уверен, что государство не может ошибаться и всегда играет сугубо положительную роль. Единственным локомотивом экономики могут быть госкомпании и госбанки, ну, в крайнем случае, очень крупный бизнес, который хорошо понимает Who is Mr. Putin? Ему не нравятся прямые иностранные инвестиции, поскольку с иностранным бизнесом нельзя выстраивать такую же политику, как с российским. И, думаю, введение западных санкций против России лишь укрепило его в мысли о том, что развиваться Россия может, рассчитывая только на себя» – полагает Алексашенко.
Более того, по мнению эксперта, глава государства активно не станет решать экономические вопросы пока нет серьезных проблем, вроде дефицита бюджета. «А с федеральным бюджетом пока все в порядке, и при необходимости министр финансов всегда найдет запрятанные заначки. И, значит, для Владимира Путина сегодня с экономикой проблем нет. А завтрашние проблемы он решает завтра» – считает он.
«Не должно быть никаких иллюзий относительно роли и значения «экономического блока» правительства в сегодняшней России – эти люди не могут не только ничего сделать, поскольку давно и навсегда делегировали право принятия решений первому лицу, но они не могут этому первому лицу ничего дельного посоветовать.
Неблагоприятная экономическая динамика не началась после захвата Крыма, она четко прослеживается с конца 2011-го года. И причины ее хорошо понятны (даже некоторым членам правительства) – отсутствие защиты прав собственности и безумное криминально-бюрократическое давление на бизнес. А эту проблему ни повышением, ни снижением процентных ставок, ни бюджетными инвестициями, ни уж тем более повышением налогов решить невозможно. Вот и остается только с умным видом дуть щеки и имитировать бурную деятельность. Результатом которой и является броуновское движение» – заключает эксперт.
Москва: Октябрь 15, Инна Санина
Москва: Октябрь 15. Другие новости 15.10.14
Прививка Лермонтовым. Чужой среди своих. / В Москве заочно арестован глава туркомпании «Эвитерра Трэвел». / Павел Петухов: «Кремлевская пропаганда» – частный случай западной пропаганды. Она не даёт человеку возможности выйти за рамки предложенной системы координат. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».