Прошедшая неделя была богата на события, ключевые для прогнозирования дальнейшего развития украинского кризиса: это и подписание Порошенко закона «об особом статусе Донбасса», и встреча с Путиным в Милане. Правда, как это часто бывает, вопросов снова больше чем ответов. Об этом пишет в авторской колонке для NDNews российской политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.
Сначала о законе. Совершенно очевидно, что закон этот не стоит и той бумаги, на которой напечатан, в том плане, что выполнять его никто не собирается. Об этом уже заявил премьер ДНР Захарченко, подчеркнув, что украинские законы их не касаются. Его слова – простые и твердые быстро свели на нет весь отрицательный осадок от слов его заместителя Пургина о том, что закон – это прогрессивный шаг в том плане, что ополченцев уже не считают террористами. Считают. И будут считать. А то, что их рассматривают как сторону переговоров, так их и в Минске рассматривали, но лишь формально. С тех пор ничего не изменилось – как рассматривали формально, так и рассматривают – судьбу Новороссии Порошенко по-прежнему намерен решать с Путиным. И очевидно, что «закон об особом статусе» нужен ему лишь, чтобы показать, что он придерживается минских договоренностей и хочет мира. Никакого особого статуса он не дает, да и само название закона звучит совершенно безапелляционно: «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» – где тут про статус? Закон однозначно говорит, что Донецкая и Луганская республики являются частью Украины, на что в ДНР и ЛНР никогда не согласятся.
Тут уместно вспомнить такой же непонятный «особый статус», предлагаемый в свое время Молдовой Приднестровью. Или широчайшую автономию, предложенную Грузией Абхазии. И то, что эти предложения, гораздо более адекватные и обещающие реальные права, были отвергнуты. Закон, подписанный Порошенко, и вовсе не дает ничего, даже срок действия его определен – три года. То есть через три года все признаки самостоятельности, данные Донбассу, можно будет совершено спокойно отобрать. Никто в здравом уме на Донбассе на такое не согласится. Не согласится на это и Россия, потому что это и будет тот самый «слив», о котором оппоненты Кремля давно говорят. И начнется он с обещанного Порошенко «восстановления контроля над границей». И где, спрашивается, он собирается разместить таможенные и пограничные органы Украины? Захарченко созданием собственной пограничной службы ясно дал понять, что не на территории ДНР. Требовать от России, чтобы та снова надавила на ополченцев, заставив их принять украинских пограничников? Но это совершенно невозможно: ведь, даже если Захарченко и Плотницкий пойдут на это, их сметут в тот же день, ибо сдача границы равно капитуляции. На них итак многие командиры, мягко говоря, косо посматривают за «минский сговор», а тут… Да и Путин не будет делать очевидно бесперспективных шагов. Напротив, на этой теме очень удобно «перевести стрелки» – я сделал все, что мог, но меня не слушаются, как это было в мае накануне референдума. Показателен в этом плане заголовок в Газете.ру: «Новороссия не слушается Путина». Остается только принять их (украинских таможенников) у себя, как это фактически делает Украина на украинско-приднестровской границе, которую она считает украинско-молдавской. Но это будет как-то уж слишком…
Думаю, Порошенко прекрасно это понимает и все слова о возвращении пограничников в Изварино и другие пункты пропуска не более чем предвыборная агитка, тем более, что Лавров уже опроверг наличие каких-либо договоренностей об этом, заявив, что вопрос должен обсуждаться с ополченцами. Точно таким же блефом, рассчитанным на внутреннего зрителя, можно считать и пресловутый закон, принципиальная невыполнимость которого, думаю, очевидна для всех. Тот факт, что Порошенко согласился на то, что «сепаратисты» могут провести выборы, когда им вздумается (в нарушении подписанного закона), говорит о том, что он его воспринимает не серьезнее, чем Захарченко.
Теперь к Милану. Если представить себе, что не существует никаких кулуарных договоренностей, можно сказать, что встреча закончилась ничем. Что, собственно говоря, и было зафиксировано по ее итогам. Очевидно, что Запад вновь пытался надавить на Россию угрозами новых санкций. Так же очевидно, что Путин дал понять, что зима близко, и мяч на стороне России. Переговоры по газу завершились тоже фактически безрезультатно. Да, Порошенко согласился на предложенную Россией цену, но непонятно, где он возьмет деньги. Да, Европа продемонстрировала, что она больше, чем кто бы то ни было заинтересована в скорейшем разрешении конфликта, и что ее пугает перспектива зимнего замерзания, но платить за Украину не готова – в той же Германии еще хорошо помнят реакцию общественности на «вытаскивание» Греции, а тут еще Украина со своими проблемами. Фактически стороны признали, что есть существенные разногласия, что все стремятся к их разрешению, но пойти на ущемление собственных интересов не готов никто. Констатация ситуации, длящейся уже не один месяц.
Несмотря, на отсутствие видимого прогресса, можно зафиксировать тот факт, что Москва хоть и не готова сделать решительный шаг, как это было в марте в Крыму, и чего весной ждали в Новороссии, но и не намерена дальше отступать. Дальше, видимо, некуда. Никаких пограничников Украины на границе с Новороссией не будет. Остановка августовского наступления ополченцев была последней серьезной уступкой. И судя по всему, в Европе это начинают понимать, тем более в преддверие холодной зимы. Кремль сейчас больше всего заинтересован в заморозке конфликта на юго-востоке Украины.
По крайней мере, до весны, которую нынешняя украинская власть может и не пережить. Это вполне сбалансированная тактика – ждать, «кто раньше – ишак или падишах». Я часто читаю в украинских СМИ, что Новороссии Кремль уготовил участь даже не Приднестровья, а Абхазии. И такой сценарий вполне может реализоваться в том случае, если к власти на Украине придут более радикальные силы, которые согласятся пойти на фактическую потерю Донбасса, а то и всей исторической Новороссии, в обмен на реальные перспективы в ЕС и НАТО, а Запад даст понять, что рассматривает такую возможность. Или организует фактическое присутствие сил НАТО в стране. То есть, когда Украина окончательно станет Грузией, страной враждебной и стремящейся иметь натовские базы на Черном море, страной, с которой договариваться «по-хорошему» будет уже невозможно. Несмотря на то, что в Кремле, судя по всему, уже не верят, что им удастся выиграть битву за Украину (хотя бы в форме федерализации последней), задача стоит уже просто не проиграть, и тут Новороссия остается последним и очень весомым аргументом.
Заморозка конфликта выгодна и Порошенко. По крайней мере, до выборов, что он и реализовал в Минске. Ему нужна послушная Рада и более или менее адекватное правительство, которое сможет, в том числе, вести диалог с Россией. И судя по всему, Кремль сделал ставку на то же самое, спасая Порошенко от полного военного разгрома в сентябре, и тут дело не только в санкциях – Порошенко, хоть и президент, пришедший к власти не вполне законными методами, он гораздо более договороспособен, чем другие. А вот, что будет после выборов, когда многие предсказывают возобновление войны, лично я предсказать не берусь. Во-первых, война по факту не прекращалась, просто обе стороны взяли паузу, в военном плане, кстати, выгодную обеим. А пауза она на то и пауза, чтобы рано или поздно завершиться. Во-вторых, предугадывать конкретную дату возобновления активной фазы войны – дело неблагодарное, но одно можно сказать с уверенностью – у Порошенко после выборов будут развязаны руки. Тогда единственным вопросом будет – фактическая военная готовность украинских сил, что действительно большой вопрос накануне зимы, учитывая тот факт, что газа у Украины по-прежнему нет.
Мы не можем знать, о чем они в реальности говорили с Путиным. Уверен, что там обсуждался вопрос будущего Новороссии в определениях и терминах, которые не лягут на бумагу официальных соглашений. И как будет проходить граница, тоже обсуждалось. И не исключено, что Порошенко, задача которого проста, как три копейки – протянуть время, не дав ситуации накалиться, мог пообещать Путину все, что угодно, например, отвод войск из занятых населенных пунктов Новороссии, переложив заботу о них на плечи Москвы. Другой вопрос, что после выборов все это можно будет не соблюдать под предлогом того, что не позволят соблюсти радикалы. И «картинка» из Киева с беснующейся толпой возле Рады – явно кем-то срежиссирована.
Гораздо сложнее дела обстоят в самой Новороссии – там «минский сговор» давно стал предметом недовольства практически всех. Любые иные уступки руководства могут стать для него фатальными. Поэтому Москва так спешит провести выборы и легитимизировать своих ставленников – Захарченко и Плотницкого. Поэтому предвыборная кампания ведется грязно, в лучших российских традициях – с организацией фактически безальтернативных выборов и недопущения до них всех, кто может составить хотя бы гипотетическую конкуренцию «партии власти». Ну, еще и с покушениями на популярных политиков – но это уже из 90-х.
Очевидно, что Украине была бы выгодна «чеченизация» Новороссии – ситуация, когда всевластие полевых командиров и постоянные разборки между ними вынудили бы местное население хлебом и солью встречать «силы АТО». В качестве предлога могла бы стать вылазка какого-нибудь полевого командира в Харьковскую или Запорожскую области, как когда-то у Басаева в Дагестан. Вопрос в том, хватит ли Киеву терпения даже на три года (и тут совпадение!), как в свое время у Москвы. Учитывая нынешнюю ситуацию внутри Новороссии, которая запросто может повторить чеченскую, такой сценарий был бы реален, если бы не одно существенное различие – у Донецка и Луганска под боком Россия, которой такой сценарий никак не выгоден.
Ей не выгодна анархия и хаос в Новороссии, равно, как и стабильность и процветание, ей невыгодна война между полевыми командирами, но и появление самостоятельного лидера, способного объединить всех, тоже. Кремль, похоже, решил твердо окопаться на занятых позициях, ожидая реакции оппонента. Новороссия нужна Москве как аргумент в глобальном противостоянии с Западом, как рычаг давления, полностью управляемый и прогнозируемый. Последнее, увы, в принципе невозможно, так что Донбасс будет оставаться таким же очагом нестабильности, как и Украина, где ситуация может вспыхнуть в любой момент, и провокации обеих сторон могут в любой момент обрушить все планы Москвы. Хотелось бы верить, что в Кремле понимают, в какую игру ввязались. Хотя не ввязаться тут было просто нельзя.
Москва, Дмитрий Родионов
Москва. Другие новости 20.10.14
Константин Крылов: Россией правит «партия капитулянтов». … под всеобщее одобрение. / Белковский: Путин создал на Украине «управляемый хаос». Он считает себя полным победителем. / Виктор Ерофеев: России нужен новый Петр Первый. «Путин не успокоится, пока не вытянет всю душу из Украины». Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».