Последние дни в СМИ все чаще муссируется тема скорейшего возобновления активной фазы войны на Донбассе. Началось все с того, что 21 октября агентство «Новороссия» распространило якобы инсайдерскую информацию о том, что Киев сразу после выборов в Верховную Раду планирует начать наступление на Донецк одновременно с трех направлений, рассчитывая одним мощным рывком захватить столицу ДНР за пару дней. На следующий день в сети появилось обращение Стрелкова к российским властям с просьбой предупредить Владимира Путина о готовящемся разгроме Новороссии и предотвратить его.
Об этом пишет в авторской колонке для NDNews российский политолог, руководитель Центра геополитических исследований Института Инновационного Развития Дмитрий Родионов.
Сразу хотелось бы остановиться на обращении Стрелкова. Мне ли одному кажется, что так не предупреждают? У военных (пусть и отставных, а Стрелков, даже уйдя в отставку, сохранил определенные рычаги) в таких случаях существуют свои каналы. Предупреждать вот так вот означает не только выдать противнику, что его планы известны ополчению, но и вызвать определенную панику. Лично я давно заметил, что паникерство и алармизм в информационной войне на Украине включаются и также резко выключаются не просто так с изменением настроения конкретных «говорящих голов», а тогда, когда это кому-то нужно. Форма обращения – через «ютьюб» тоже выбрана явно не просто так – она должна показать обывателю, что «свой в доску народный командир» обращается к руководству страны самым простым и доступным способом.
Но отвлечемся от конспирологии и попробуем понять, насколько эти предупреждения близки к истине. Во-первых, очень много вопросов вызывает реальная готовность украинской армии к войне. Да, у нее было время отдышаться после августовского разгрома, перегруппироваться и т.д. Но новых ресурсов у нее явно не откуда взяться. Вашингтон, судя по резкому снижению уровня присутствия украинской темы в своей повестке дня (видимо, борьба с эболой и ИГ, а также предстоящие выборы в Конгресс Обаму занимают гораздо больше), решил пока по возможности отстраниться от происходящего на Украине. Европа явно дала понять, что для нее на первом месте решение газового вопроса. Да и в любом случае денег на войну Порошенко никто давать особо и не собирался.
С человеческим фактором тоже неважно, четвертая волна мобилизации могла бы стать самой провальной, да и простои неуместны накануне выборов. А те, чей срок нахождения на фронте давно превысил все разумные пределы, уже начинают роптать. И этот ропот (например, недавний «бросок» нацгвардейцев на Киев) явно используют некие политические силы. Даже с обмундированием проблемы, о чем недавно написал в своем «Фейсбуке»* помощник министра обороны по вопросам вещевого обеспечения Юрий Бирюков. Текст его записи можно охарактеризовать как «крик души» – судя по всему, все настолько плохо, что хуже быть не может – у солдат банально нет теплой одежды.
Кстати, когда чиновник такого уровня пишет об этом в открытую, это что – намеренная дезинформация противника или банальная некомпетентность? А информация о скором наступлении на Донецк, полученная из неназванных источников в МО и СБУ? В любой другой стране я однозначно сказал бы, что это вброс. На Украине это вполне смахивает на серьезную утечку. А если это так, как может воевать такая армия, у которой нет зимних сапог, а командиры позволяют себе (за деньги или еще по какой причине – неважно) сливать военные планы противнику?
Теперь о Новороссии. Несмотря на то, что августовское контрнаступление ВСН сорвали, ополченцы также получили тактическую паузу для передышки и перегруппировки. Лично я сомневаюсь, что в конце лета у них хватило бы сил больше, чем на взятие Мариуполя, ну, может, еще Славянска и Краматорска. Не стоит забывать, что украинская армия, несмотря на катастрофическое положение со снабжением и отсутствие мотивации, все же имеет подавляющее превосходство в численности и технике, имея, кроме того, широкий тыл и почти неограниченное количество боеприпасов. Тем не менее, полевые командиры ДНР и ЛНР в большинстве своем не скрывали и не скрывают своего недовольства «минским сговором» и периодически заявляют о готовности вернуть под свой контроль Донецкую и Луганскую области. Единственное, что их удерживает – позиция России, от которой они зависят по многим параметрам.
Однако долго держать ситуацию в напряжении невозможно, тем более что армия, которая не воюет – разлагается. Что, кстати, уже имеет локальные проявления: некоторые полевые командиры на местах начинают ощущать себя местными царьками, не гнушаются мародерством. Иными словами, ситуация может перерасти в чеченский сценарий, когда вооруженные банды, никем не контролируемые, заставили затерроризированное население отказаться от идеи независимости. Казалось бы, перемирие – отличный шанс покончить с «махновщиной», выстроить сильную власть и начать строить полноценную государственность. Но, во-первых, некому, после Стрелкова нет такого объединяющего лидера. А, во-вторых, не стоит забывать, что когда и как в Новороссии будет строиться государственность, во многом будут решать в Кремле. В-третьих, угроза возобновления войны со стороны Украины актуальна, поэтому о строительстве мирной жизни не может быть и речи до тех пор, пока эта угроза не будет снята либо полностью, либо конфликт будет «заморожен», как в Приднестровье, Абхазии и Карабахе.
На этом фоне вчерашние заявления Захарченко о намерении вернуть Мариуполь, Славянск и Краматорск (правда, он вскоре заявил, что его не так поняли, но слово не воробей…) можно рассматривать и как озвучивание того, что хотят услышать на Донбассе, и как «ответка» на полученные из «неизвестного источника» милитаристские планы Киева.
Теперь вопрос: нужна ли Киеву новая война. В том, что нужна, можно не сомневаться. Большинство украинских политиков высказывались и высказываются недвусмысленно, что им не нужна заморозка конфликта, им нужен разгром Новороссии. Отличаются они лишь степенью радикальности. Порошенко по понятным причинам вынужден играть роль миротворца, только игра эта неубедительна. Да и сам он это понимает, но изменить ничего не может из-за радикалов, стоящих у него за спиной и требующих раздавить «сепаратистов». Учитывая то, что Вашингтон не хочет уже в открытую пачкаться в украинской кровавой авантюре, а Брюссель больше озабочен тем, как пережить зиму, президенту Украины придется во многом действовать самостоятельно. Нет, конечно, не без оглядки на западных спонсоров и выгодоприобретателей украинской революции, но чуть более самостоятельно. И отвечать за все действия придется ему одному. Потому, начать или не начать новую войну – непростой выбор.
Конечно, было бы оптимально, как уже высказали многие украинские аналитики, провести блицкриг и занять Донецк перед выборами. Такая «маленькая победоносная война». Победа, которая, несомненно, принесла бы Порошенко дополнительные голоса. Да и, в общем-то, возможностей для блицкрига все меньше и меньше по мере приближения к зиме. Судите сами – солдаты раздеты, разуты и требуют уже демобилизации. Газа на Украине до сих пор нет, а значит, включенное накануне выборов отопление придется отключать, что еще больше подольет масла в огонь народного гнева. Так что сейчас или никогда. Сейчас – это уже точно не блицкриг к выборам – не успели бы, даже если бы очень сильно захотели бы. А вот после выборов – попробовать можно, тем более что следующую попытку можно будет предпринять только весной, а до весны хунта рискует и не дожить.
Порошенко стоит перед непростым выбором. С одной стороны есть соблазн собрать остаток сил и наскоком решить проблему отколовшихся регионов. Победа на Донбассе принесет режиму очень серьезный запас прочности – ему простят даже отсутствие тепла, к тому же проблема распада Украины будет на время снята с повестки дня и можно будет сосредоточиться на борьбе с внутренними проблемами и врагами. Кроме того, к этому его подталкивают как определенные внутренние силы, чья роль в политической жизни страны весьма существенна, так и внешние (последние, впрочем, как я уже говорил, в меньшей степени). Конечно, нарушение перемирия не украсит Порошенко, но ведь победителей не судят.
С другой стороны, проигрыш будет стоить очень дорого. Это и окончательно испорченный имидж миротворца, и, что самое главное, реакция внутри Украины. Вплоть до краха режима и выставления лично Порошенко виновником всех бед. Вы только представьте себе, что будет, когда разбитая, замерзшая и озлобленная армия вернется в Киев? А если ополченцы превратят контрнаступление в полноценное наступление уже на территорию Украины? А что будет, если начнется переход силовиков на их сторону? Но, как я уже говорил, армия должна воевать. В противном случае она начнет разлагаться, и последствия могут быть просто непредсказуемыми. Но если объявить демобилизацию, и армия опять же вернется в Киев и пополнит ряды тех, у кого накопилось очень много вопросов к властям. Я уж не говорю о реакции тех, кто будет рассматривать демобилизацию в спектре от фактического поражения до государственной измены.
Ситуация складывается следующая: обе стороны считают себя обделенными минскими соглашениями и хотят возобновления войны. И если Киев удерживают внутренние противоречия и страх поражения, то в Донецке и Луганске такого страха нет – мотивации там хоть отбавляй. Их удерживает Москва, которая в меньшей степени заинтересована не столько в самой войне, сколько в полной победе одной из сторон, к которой война рано или поздно должна привести. Однако даже в Кремле понимают, что возобновление боевых действий неизбежно. Наверное, хотелось бы оттянуть этот момент хотя бы до весны (а там, глядишь и хунта рухнет под грузом внутренних проблем), но если уж кому-то так не терпится…
В общем, Москва заняла самую выгодную для себя позицию: за действия ополченцев мы не отвечаем – они нас не слушают! И эта позиция особенно выигрышна на фоне ситуации с газом, когда Европа запугана донельзя, а Путин дал понять, что на уступки не пойдет.
Если войну начнет Порошенко, то Москве и все карты в руки. Вмешиваться, как это было в 2008-м, она не будет. Ну, разве что, в крайнем случае, в самом крайнем. И то, уверен, что до этого не дойдет, ибо ополченцам вполне хватит «августовского формата» помощи, чтоб не только остановить наступление украинцев, но и обратить их в бегство. Однако если первыми нервы сдадут у кого-нибудь из полевых командиров Донбасса – это уже хуже. Этим немедленно воспользуется Киев, обвинив в срыве договоренностей Россию.
Вообще, лично мне кажется, что все эти «утечки» и громкие заявления – игра на нервах и попытки спровоцировать противника. Обе стороны достаточно «отдохнули» и хотят продолжить. Обе стороны отлично понимают, что если не одержать победу сейчас, весной это будет гораздо труднее. Обе стороны всерьез опасаются, что не доживут до весны, что мир может быть в тысячу раз губительней войны. Обе стороны не желают начинать первыми. Все замерли в ожидании и в России, и на Западе. И все же до тех пор, пока не решен вопрос с газом – мяч на стороне России. И его нерешенность явно не прибавляет Киеву военного преимущества над Донбассом. Но для того, чтобы полностью решить его с выгодой для себя, хорошо бы выиграть «войнушку». Замкнутый круг? Ну, да, как и все в большой политике…
Москва, Дмитрий Родионов
Москва. Другие новости 24.10.14
«Это Екатеринбург, детка»: о гастрономическом выживании в столице майонезного мира. Авторская колонка корреспондента РИА «Новый Регион» Светланы Загородневой. / О визите Медведева: самоуничижение без государственного мышления. Авторская колонка зама главного редактора «НР-Екатеринбург» Александра Родионова. / Проверено на себе: чтобы пользоваться бесплатной медициной, нужно богатырское здоровье. Эксперимент «Нового Региона». Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».