Отцензурировано! - фрагмент первой экранизации Хоровода (1950).
В Сибири РПЦ вновь через давление на местные светские власти цензурирует деятельность культурных организаций. На этот раз омские чиновники по настоянию омской епархии РПЦ запретили постановку Лицейского театра «Хоровод» по пьесе Артура Шницлера. Пьеса Шницлера считалась непристойной в начале XX века: после венской премьеры местные нацисты взяли штурмом театр и разрушили декорации, объявив ее «еврейской грязью». Спустя почти сто лет омские ревнители христианской морали оказались чуть более сдержанными последователями своих европейских единомышленников: дело решилось лишь одним письмом епархии в мэрию.
Премьера постановки польского режиссера Петра Шальши должна была состояться 8 июля в Лицейском театре. Перед спектаклем в театре сообщили, что показы переносятся на осень в связи с болезнью одного из ключевых артистов – Николая Пушкарёва. Вскоре выяснилось, что премьеру «из-за неоднозначности пьесы» отложил учредитель театра – департамент культуры мэрии Омска. «Я к пьесе отношусь негативно. Может, кто-то озабочен, так пусть и относится позитивно. Я прочитал всю эту пьесу, был на просмотре. Есть претензии. Работа не для Лицейского театра. Или вы хотите повторения «Тангейзера»? Нам сегодня легче закрыть, чем завтра на всю страну прогреметь», – приводит издание «Омск здесь» комментарий директора департамента культуры Владимира Шалака. В омской мэрии не исключили, что спектакль вообще никогда не будет показан на омских подмостках.
«Хоровод» отличается от оперы «Тангейзер», которая в 2015 году была снята с показа в Новосибирске, тем, что в произведении Шницлера тема религии не затрагивается. Также визуально постановка «Хоровода» весьма целомудренна, если не сказать аскетична (тем более, в сравнении с «Тангейзером»).
Но и в том, и в другом случаях спектакли отменили после вмешательства духовенства. Под страхом увольнения в частной беседе работники театра рассказывают, что их руководству и департаменту культуры пришло письмо от Омской епархии. Впрочем, в епархии эту информацию официально не подтверждают, но отмечают, что был «частный разговор» с руководством театра, содержание которого не раскрывается.
«Это одна из самых популярных австрийских пьес знаменитого автора Артура Шницлера. Она пользуется большим успехом во всём мире, даже нельзя сказать, сколько инсценировок во всех странах уже было. Существуют и пять-шесть художественных фильмов по этому сюжету», – рассказывал режиссер Пётр Шальша, ставивший свои спектакли в Австрии, Польше, Израиле и Германии.
В пьесе Шницлера изображены нравы Вены в 1900 году. «Хоровод» состоит из десяти диалогов, образующих цикл: мимолетные сексуальные знакомства свидетельствуют об отсутствии подлинной любви. В 1900 году Шницлер напечатал 200 экземпляров «Хоровода» за свой счет, чтобы раздать друзьям, однако вскоре молва превратила пьесу в литературную сенсацию. Издатель Шницлера Фишер отказался публиковать пьесу, полагая ее неприличной. Однако менее крупный издатель «Винер Ферлаг» в 1903 году выпустил сочинение сорокатысячным тиражом. Критики навесили на книгу ярлык «извращенное и непристойное произведение» и многие газеты не стали ее рецензировать, однако тираж был распродан.
Власти Вены не разрешили публично читать пьесу, а в Германии распространять книгу было запрещено – полиция изымала обнаруженные экземпляры «Хоровода». В Венгрии у Шницлера не было авторского права на пьесу, и первое ее публичное представление состоялось в Будапеште в 1912 году без разрешения автора. Спектакль был запрещен полицией через два дня.
Первое авторизированное представление полной редакции пьесы состоялось в берлинском Немецком театре в постановке Макса Рейнхардта в 1920 году. На премьере местные ревнители морали закидали театр бомбами со зловонным газом, для обеспечения порядка была вызвана полиция. Власти приказали арестовать актеров и закрыть спектакль. Состоялся громкий процесс, и государственный суд запретил представление на тех основаниях, что оно было «непристойным» и нарушало «моральные, религиозные, политические и художественные» нормы театра. Рейнхардт и его сторонники обжаловали решение, и 3 января 1921 года суд смягчился. Однако препятствия постановке тут же организовала группа граждан, которая подала гражданский иск, обвинив театр в том, что он стал «скандалом, знаком глубочайшего позора нашего времени».
Венская премьера пьесы, которая состоялась 1 февраля 1921 года, в «Каммершпиле» на Ротетурмштрассе, вдохновила националистическую околорелигиозную организацию «Бдительные христиане» на поход против «еврейской литературы». «Хоровод» был заклеймен как «еврейская грязь». После того, как фанатиков поддержал Венский собор епископов, дискуссия вокруг пьесы затронула мэрию и австрийский парламент. Министр внутренних дел запретил постановку как «неконституционную», противники «пьесы для борделя» устроили демонстрацию протеста у здания венской мэрии, но спектакль все же показали. После первого представления 600 членов Немецкой народной партии предприняли штурм театра, напали на зрителей и актеров и разрушили декорации. На следующий день венские газеты приветствовали событие как «триумф венской христианской молодежи». После этого Шницлер запретил ставить пьесу в течение 50 лет.
После Второй мировой войны отношение к пьесе резко изменилось. Первая экранизация «Хоровода» была предпринята уже в 1950 году кинорежиссёром Максом Офюльсом. Фильм стал одной из немногих кинокартин не на английском языке, которые выдвигались на «Оскар» более чем в одной номинации. Фильм претендовал на соискание американских премий по разделам «лучший сценарий» и «лучшая работа художника-постановщика». Во Франции пьесу в 1964 году экранизировал знаменитый режиссер Роже Вадим.
Омск, Алексей Усов
Омск. Другие новости 08.07.16
Шнура напоят шампанским в Балаклаве. Может и «лабутены» споёт сам. / Human Rights Foundation лишил акциониста Павленского правозащитной премии. За его поддержку «приморских партизан». / Трибунал Ватикана оправдал двух итальянских журналистов по делу о краже секретных документов. Джанлуиджи Нуцци: «Это исторический день». Читать дальше
© 2016, РИА «Новый День»