Киевский премьер-министр Арсений Яценюк попросил европейцев «купить немного Украины» – приобрести и модернизировать ее газотранспортную систему. Этим киевские власти надеются максимально привлечь европейские страны к участию в судьбе Украины. Если Европа приобретет украинскую ГТС и откажется из-за этого от строительства «Южного потока», то тем самым она станет гарантом самого существования Украины, и фактически, займет место Киева в переговорах с Москвой. Попытку выставить вместо себя на политический ринг европейскую экономику Киев формально обосновал как «выгодный» для ЕС проект: «Это нам дает возможность остановить строительство «Южного потока» и направить все объемы, которые планировались в «Южном потоке» через украинскую ГТС так, в этом будут в первую очередь заинтересованы страны-члены Европейского Союза» – заявил Яценюк.
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк объявил Верховной Раде, что нашел способ остановить строительство «Южного потока». Для этого, по замыслу киевского премьера, нужно чтобы европейские энергокомпании стали владельцами украинской газотранспортной системы и вложились в ее модернизацию. Этот акт, по задумке киевского правительства, обессмыслит для ЕС строительство «ЮП».
«Нам нужно принять решение о модернизации и совместной эксплуатации украинской ГТС. Что предлагает правительство Украины? Правительство предлагает согласно нашим обязательствам как страны, которая подписала энергетическую хартию, как страны, которая является участником европейского энергетического сообщества и выполняет третий энергетический пакет, принять ряд решений, которые создадут новую модель функционирования энергетического рынка. О чем идет речь. Первое: украинская ГТС остается в государственной собственности. Второе: украинские газохранилища также остаются в государственной собственности. Третье: в соответствии с условиями третьего энергетического пакета создается компания-оператор. Четвертое: собственность компании-оператора, а именно контрольный пакет акций компании этого оператора принадлежат исключительно государству Украина. 49% акций этой компании могут принадлежать исключительно газотранспортным компаниям стран-членов Европейского Союза, они должны быть участниками Европейского Энергетического Сообщества и США, в том случае если такие компании являются надлежащим образом сертифицированными» – цитирует Яценюка «РБК-Украина».
«...Это нам дает возможность модернизировать и инвестировать в украинскую ГТС. Это нам дает возможность увеличить капитализацию украинской ГТС, которая остается государственной собственностью. Это дает нам возможность иметь новые условия транспортировки российского природного газа. Это нам дает возможность остановить строительство «Южного потока» и направить все объемы, которые планировались в «Южном потоке» через украинскую ГТС так, в этом будут в первую очередь заинтересованы страны-члены Европейского Союза» – так украинский премьер министр аргументировал членам Верховной Рады необходимость принятия его законопроекта о реформе ГТС.
Аргументы Яценюка не убедили депутатов. Кабмину удалось только с третей попытки внести рассмотрение принципов реформирования НАК «Нафтогаз» и ГТС на повестку дня ВР. В итоге, сообщает «ПРАЙМ», Верховная Рада отложила на неопределенный срок рассмотрение документа: депутаты отказались голосовать за него как в целом, так и в первом чтении. «Мы не будем сейчас обсуждать этот вопрос для того, чтобы он прошел серьезную обработку в комитете, чтобы мы смогли публично его обсудить с общественностью», – объявил спикер Верховной Рады Александр Турчинов.
Отметим, что в день, когда Москва остановила поставки газа через украинскую ГТС на Украину и в Европу, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер объявил, что не против строительства «Южного потока». Эттингер заявил 16 июня, что проблемы «ЮП» «вполне преодолимы» и Еврокомиссия «принимает проект» (строительства «Южного потока»). Еврокомиссар заметил, что у стран Евросоюза могут возникнуть проблемы со снабжением, если к зиме не будут заполнены подземные хранилища газа на Украине. В тоже время, члены киевского правительства намекнули, что готовы торговаться с Москвой до зимы, поскольку в украинских хранилищах до нового года хватит газа, бесплатно закачанного этой весной.
Поставки газа на Украину были прекращены в связи с переводом Москвой «Нафтогаза Украины» на режим предоплаты.
Еще одной реакцией ключевых участников строительства «ЮП» стал призыв от австрийской нефтегазовой компании OMV к Еврокомиссии ускорить старт строительства российского газопровода в обход Украины. Глава OMV Герхард Роис посоветовал еврочиновникам не сворачивать переговоры по «Южному потоку», а, наоборот, ускорить их. Также глава германской компании Wintershall (участница консорциума по строительству «Южного потока») Райнер Зеле заявил, что члены консорциума не меняли своих планов по строительству. Он добавил, что «Южный поток» является единственным вариантом дальнейшей диверсификации экспорта российского газа, который позволит повысить безопасность поставок газа европейским потребителям.
Зеле отметил, что консорциум по строительству «Южного потока» сохранит планы по строительству оффшорной части трубы даже в случае негативного решения Еврокомиссии по проекту на территории Болгарии.
Единственным препятствием в даны момент для начала строительства «Южного потока» является позиция Еврокомиссии, которая оказывает давление на власти Болгарии – стартового европейского государства в логистический цепочке «ЮП». В Брюсселе шантажируют болгарские власти досрочными выборами и принудительной заменой софийского кабмина на более лояльных к ЕС и США оппозиционеров. Оппозиционеры поспешили заверить своих покровителей, что полностью соответствуют ожиданиям Брюсселя. Болгария будет строить газопровод «Южный поток», только с разрешения ЕС – заявил сегодня глава оппозиции и лидер проевропейской партии Бойко Борисов
При этом Еврокомиссия, обращаясь к Москве, отрицает политический характер претензий к «Газпрому» и ссылается лишь на противоречия существования «Южного потока» внутренним регламентам ЕС. В выступлениях чиновников в адрес других стран-участников проекта, политическая составляющая, наоборот, педалируется. Например, ранее председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу на встрече с болгарскими министрами прямо требовал принять участие во всеевропейских санкциях против России. То есть – расторгнуть с Москвой предварительные сепаратные договоренности по строительству «Южного Потока». Баррозу потребовал у болгар «не стоять на пути новой жесткой политики Еврокомиссии по отношению к Москве» – объявил Баррозу.
«Еврокомиссия заняла жесткую позицию по эксплуатации трансграничных инфраструктурных проектов с российским участием – газопроводов ОПАЛ, Южный поток, Ямал-Европа. Сегодня на некоторых партнеров по проекту «Южный поток» оказывается давление. В частности, нашим болгарским коллегам пригрозили полным сворачиванием финансирования страны из средств еврофондов. При этом никаких конструктивных решений, учитывающих интересы инвесторов и потребителей, не предлагается» – заявил сегодня министр энергетики РФ Александр Новак.
Ключевым противоречием между «Газпромом» и еврокомиссарами является несоответствие проекта «ЮП» нормам «третьего энергопакета» ЕС. Эти нормы, принятые вскоре после запуска «Северного потока», запрещают монопольному поставщику газа быть одновременно оператором ГТС.
Киев-Москва, Алексей Усов
Киев-Москва. Другие новости 19.06.14
В Петербурге уйдет в суд дело о хищении 400 млн. рублей со счетов Сбербанка. / Глава ЦБ РФ: Банковскую систему в Крыму приходится создавать с нуля. / Акунин: Путин «закончит плохо» после отказа мирно перейти к демократии. Власть президента РФ сметет «переворот или социальный взрыв», предрекает писатель. Читать дальше
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».