Правительство РФ готовит экономный бюджет: для сокращения расходов используют молчащих пенсионеров
Сегодня комиссия правительства РФ по бюджетным проектировкам должна утвердить проект федерального бюджета на 2014-2016 гг. Как пишет газета «Ведомости», он считался исходя из нового прогноза социально-экономического развития. При этом, согласно выводам экспертов бизнес-издания, рост экономики окажется ниже, чем планировалось, цены на нефть останутся на прежнем уровне, однако прибыль предприятий и фонд зарплат все равно будут падать.
При подготовке бюджета Минфин столкнулся с двумя проблемами, следует из материалов министерства. Первая связана с доходами бюджета в 2014-2015 гг. Они должны сократиться на 1,5 трлн руб. Вторая – выполнение предвыборных обещаний президента Владимира Путина потребует дополнительных расходов – 2,1 трлн руб. на три года. Таким образом чтобы сохранить доходную часть бюджета на текущем уровне, правительству понадобятся дополнительные 3,6 трлн рублей.
Сокращение доходов и рост расходов можно было покрыть из резервного фонда или за счет увеличения госдолга. Но президент и председатель правительства решили, что дефицит увеличивать нельзя, соответственно было принято решение резать расходы.
Вчера первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила о сокращении расходов ведомств (за исключением Минбороны) в ближайшие три года на 5% и автономных бюджетных учреждений – на 2%.
По ее словам, это поможет сэкономить бюджету 624 млрд руб.: 200 млрд – в 2014 г., 210 млрд – в 2015 г. и 214 млрд – в 2016 г. С Министерством обороны Минфин договорился перенести за 2016 г. 300 млрд руб. на госпрограмму вооружений.
Одно из самых важных нововведений – накопительной части пенсии у «молчунов» не будет: вместо 2% им оставят 0%. Право застрахованного сохранить себе 6%-ный взнос в накопительную часть остается, выбор надо сделать до конца года. «Лишние» 2% сэкономят около 350 млрд руб. в 2014-2016 гг., сказала Нестеренко (102 млрд, 116 млрд и 133 млрд руб. в год соответственно): средства пойдут на сокращение бюджетного трансферта Пенсионному фонду. Однако с размером трансферта пока не определились: вопрос остается дискуссионным.
Бюджет Пенсионного фонда сверстан уже с учетом обнуления накопительного взноса молчунам, подтвердил представитель Минтруда журналистам «Ведомостей». Это экстренное латание дыр, мера ничего принципиального не решает и абсолютно не стратегическая, с возможными проблемами будут разбираться потом, говорит федеральный чиновник.
Решение лежало на поверхности, говорит участник обсуждений: «У бюджета секвестр, надо что-то резать».
Решение правильное и вполне логичное – тариф в 2% не позволял сформировать адекватного размера накоплений и сравнительные расходы на их администрирование получались слишком большими, говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимир Назаров.
Плохо, когда такое решение принимается впопыхах, а не в рамках единой стратегии, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Накопительная система была нацелена на решение будущих проблем, вызванных старением населения, обнуление накопительного взноса делает эти проблемы еще более трудными. «Значит, пора начинать новую пенсионную реформу, которая должна решать долгосрочные проблемы», – говорит Гурвич. Решение крайне сомнительно и для экономики, страдающей от нехватки инвестиций: как минимум половина накоплений вкладывалась в облигации государства, а теперь оно должно будет брать эти деньги с рынка, отчасти забирая потенциальные инвестиционные ресурсы, указывает эксперт.
На начало июля портфель «молчунов» во Внешэкономбанке достиг 1,71 трлн руб., накопления в НПФ составили около 900 млрд руб. Накопительные счета, по данным ПФР, на начало года имели 77 млн человек. В том числе порядка 52 млн (68%) – люди 1967 года рождения и моложе, т. е. имеющие 6% накопительного взноса, из них к середине 2013 г. почти половина пожелала его сохранить, посчитал председатель совета НПФ «Европейский» Евгений Якуушев.
Другим источником экономии бюджетных расходов станут зарплаты государственных и военных служащих, а также судей и прокуроров. В 2014 г. их зарплаты индексироваться не будут, что сэкономит правительству 283 млрд руб. за три года, сообщила Нестеренко. Эта мера вместе с замораживанием тарифов монополий должна замедлить рост издержек в экономике, надеется замминистра.
Регулярная индексация касалась только окладов и их повышение замораживается, говорит федеральный чиновник, это решение не касается другой меры – повышения премиального фонда федеральных ведомств. Реформа денежного содержания федеральных госслужащих предполагала в 2014 г. повышение премиального фонда, а не окладов – и средства на это в бюджете остаются, говорит федеральный чиновник. В 2014 г. повышение фонда оплаты труда сотрудникам центральных аппаратов на 50% и территориальных органов – на 13,3% потребует дополнительных 45 млрд руб., сообщала ранее Нестеренко.
В 2014 г. расходы федерального бюджета в номинальном выражении растут на 4,4%, что меньше прогнозируемой инфляции (4,5-5,5%). Сначала может быть плохо: сокращение бюджетных расходов еще больше замедлит экономически рост, есть даже риски рецессии – падение ВВП может дойти до 1%, прогнозирует экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. Зато потом будет хорошо: снижение расходов обернется снижением инфляции и банковских ставок, что обеспечит уже здоровый экономический рост, считает Тихомиров. Сейчас можно было бы увеличить дефицит, однако бюджетные расходы неэффективны и дадут лишь краткосрочный стимул экономике, а потом ситуация ухудшится еще больше.
Сокращение ненефтегазовых доходов увеличит зависимость бюджета от нефти и газа. Если по действующему закону о бюджете ненефтегазовый дефицит должен был снизиться с 9,7% ВВП в 2013 г. до 8,4% в 2015 г., то теперь в 2015 г. составит 9,6%, а в 2016 г. – 8,5%.
Риски разбалансировки бюджета при падении нефтегазовых доходов остаются высокими, но не надо делать культа из ненефтегазового дефицита, считает Тихомиров: если он станет меньше на несколько процентных пунктов, это ненамного снизит риски.
Москва, Аристарх Святки
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».