Экономисты опасаются, что Дерипаска выводит деньги из российской энергетики в оффшоры
Разговоры о неизбежности второй волны приватизации госкомпаний в последнее время вспыхнули с новой силой. Пришествие частного капитала ожидается в секторах, традиционно считавшихся социально чувствительными и стратегически значимыми. Не получится ли так, что в конфликте между коммерческими интересами и общественными нуждами последними просто пренебрегут, задается вопросом доктор экономических наук Никита Кричевский в «Новой газете».
Возможные взаимоотношения капитала и общества экономист разбирает на примере одной из крупных энергетических компаний Сибири – «Иркутскэнерго», вокруг которой может разгореться столкновение двух акционеров – российского государства и олигарха Олега Дерипаски.
Стоит отметить, что энергетика представляет собой достаточно привлекательную для частных предпринимателей сферу – оборудование и инфраструктура уже построены, а продукция – электричество – пользуется устойчивым спросом на рынке. Поэтому с некоторых пор вокруг объектов энергосистемы отмечается оживление активности бизнес-кругов. Предметом интереса Олега Дерипаски является ОАО «Иркутскэнерго».
Заметим, что 50,2% этой компании принадлежит ОАО «ЕвроСибЭнерго» Олега Дерипаски. В 2011 году олигарх чуть было не получил де-факто под контроль всю компанию – тогда решением правительства была одобрена продажа 40% акций «Иркутскэнерго», принадлежавших преимущественно государственной «ИНТЕР РАО ЕЭС» ОАО «Русгидро». Никита Кричевский анализирует, что если бы сделка состоялась, то реальный контроль над компанией оказался бы у структур Олега Дерипаски. «Но этого не произошло, в том числе благодаря прямому вмешательству президента. Помните, как он устроил разнос под телекамеры энергетикам, в том числе главе «РусГидро» Евгению Доду. Говорят, что Дод с тех пор лучше стал отделять личную шерсть от государственной», – пишет Кричевский.
Экономисту Кричевскому это напомнило бизнес-модели недалекого прошлого и оффшорные схемы вывода капитала. «В общем менеджмент «Иркутскэнерго» и его хозяева, похоже, представил себе картину из девяностых: берешь актив, палишь бухгалтерию – и концы в воду. Не спроста тому же Дерипаске давно ставятся в укор офшоры, толлинг, сокращение производства», – напоминает эксперт.
Эксперты указывают на то, что переход энергетических компаний в частное управление в первую очередь негативно скажется на ценовой составляющей. Частники, в отличие от государства, не будут задумываться о сдерживании тарифов. «Однозначно сейчас есть те сферы в российской электроэнергетике, где тарифы сейчас не отражают полной экономической стоимости и частично субсидированы, – подтверждает аналитик по электроэнергетике «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр. – Лучший пример – это тарифы для населения, которые фактически через перекрестное субсидирование занижаются по сравнения с экономически обоснованным уровнем. И можно предположить, что частный собственник будет предпринимать усилия, лоббировать идею отказа от перекрестного субсидирования и повышение тарифов».
Со своей стороны Кричевский указывает на то, как странно выглядят «непрофильные» активы, которыми сейчас занят Дерипаска. При этом экономист указывает, что в непрофильные инвестиционные проекты, скорее всего, поначалу и выводятся средства. Так, в настоящее время эта, напомним, энергетическая (!) компания инвестирует в производство авиационных плит и компонентов для аэрокосмической промышленности, строительство центров обработки данных, в собственный сталеплавильный завод и даже возмещение 500 тыс кв. м. жилья в Иркутском районе. Непонятно только, зачем так много, потому что все население Иркутского района на 1 января 2012 г. составляло всего 89,9 тыс. человек, а Иркутской области в целом – 2,4 млн. человек.
Заботу же о развитии профильного бизнеса компании крупный частный акционер, похоже, опять же трактует исключительно в свою пользу. К примеру, за прошлый год себестоимость электроэнергии почему-то увеличилась на целых 54,2%. Вопрос о причинах столь резкого повышения, естественно, остается без ответа. Не говоря уже о том, что частному капиталу, как видно, нет дела до того, что подобные крупные компании энергетической отрасли вообще-то среди своих первоочередных задач должны думать и о социальной ответственности бизнеса.
Заместитель председателя Государственной Думы по энергетике Павел Завальный указывает на то, что в западном мире существует практика, когда в ТЭК иностранцев вообще не пускают. «Если мы говорим о крупных компаниях-монополиях, если мы говорим о тех отраслях, которые являются стратегическими и определяют экономику страны, то там должно быть госуправление и как минимум госконтроль. По-другому быть не может, – уверен Павел Завальный. – Я вот сейчас нахожусь в Японии и у них вся энергетика закрыта для иностранцев. Это политика государства».
Да, сейчас не старое время, и любые транзакции оставляют в компьютерных сетях такие следы, что «отмотать назад» схему движения денег не составляет труда. Да, следователи без труда разберутся, если какие-то махинации и правонарушения действительно имели место. Но вот что прикажете делать рядовым потребителям электричества, которые легко могут оказаться заложниками алчности олигархов? Ведь если новые владельцы электростанций и энергоцентралей будут заниматься не развитием своих социально значимых объектов, а выводом прибылей в оффшоры и непрофильные активы, к росту тарифов вполне могут добавиться аварийные отключения и дефицит электроэнергии.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».