Министру Мединскому не до культуры: он готовит путь для эвакуации Минкульт РФ оценил ремонт коридоров дороже, чем фестиваль оркестров мира
Стали известны новые скандальные подробности отказа Министерства культуры РФ финансировать в полной мере знаковый фестиваль симфонических оркестров мира, который традиционно проходил в Москве в День России. Оказалось, что Минкульт РФ готов потратить больше денег на ремонт коридоров в ведомстве, чем на концерты классической музыки, участие в которых считали для себя честью ведущие дирижеры планеты.
Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», на сайте Министерства культуры РФ опубликован госзаказ на «выполнение работ по текущему ремонту коридоров и путей эвакуации в административном здании Министерства культуры Российской Федерации, расположенном по адресу: 125993, г. Москва, М. Гнездниковский пер., д.7/6, стр. 1, 2». Стоимость отремонтированных «путей эвакуации» министерства составляет 12 млн 800 тыс рублей.
Видимо, случайность, что после того как организаторы объявили об отмене фестиваля, а министерство заявило, что фестиваль состоится и на него объявлен конкурс, сайт Министерства культуры РФ не работал сутки. После чего волшебным образом в разделе «конкурсы и тендеры» объявился аукцион на проведение Фестиваля симфонических оркестров мира, стоимостью 10 млн рублей. Но видимо, впопыхах, недоглядели и рядом мирно расположился лот на 12 млн 800 тыс рублей на починку коридоров министерства.
В этой ситуации получается, что Минкульту РФ и его руководителю Владимиру Мединскому гораздо важнее не культура, а отремонтированный «путь эвакуации».
Организаторы фестиваля уже заявили, что провести его на 10 млн рублей не представляется возможным, в связи с чем возложили всю ответственность на главу культурного ведомства. При этом, как отмечалось в открытом обращении, в данном случае речь может идти не только о намеренном снижении культурного статуса России и Москвы, но и о нарушении закона.
Подоплеку этих событий раскрыла газета «Ведомости». В материале Петра Поспелова под заголовком «Фестиваль оркестров мира: Первая жертва», который в большей степени напоминает некролог, подчеркивается, что фестиваль оказался уязвим после ухода советника президента РФ по культуре Юрия Лаптева.
«Фестиваль оркестров мира, который должен был пройти в июне, но бюджет которого был сокращен Минкультом в восемь раз, заслуживает небольшого надгробного слова, – пишет автор публикации. – Покойный был созданием советника президента по культуре Юрия Лаптева. Но в прошлом году Лаптев вышел в отставку, и за правильным прохождением ежегодных денег на фестиваль оказалось некому проследить. Нынешний советник Владимир Толстой вступился было за фестиваль, но министр Владимир Мединский предпочел прислушаться к своим экспертам».
Организаторы неоднократно заявляли, что целью фестиваля была не коммерческая выгода, прокат и ротация нескольких известных оркестров, а распространение по странам и континентам знания о новой России и ее государственном празднике. Однако, как пишет Поспелов, стоит вспомнить историю фестиваля. «Все посмеивались, когда в 2006 году он возник словно ниоткуда: в считанные месяцы удалось пригласить первоклассные оркестры и устроить громкий праздник под День России 12 июня. Дирижеры соглашались ехать под честное слово Юрия Темирканова, оказавшего фестивалю покровительство. Первые годы фестиваль хвалили за уровень концертов, но критиковали за случайность выбора оркестров и репертуара. И фестивалю к третьему оргкомитет внял критике: оркестры стали подбираться по территориальному принципу (один год – Азия, другой – Восточная Европа и т. п.). В репертуаре стали появляться и национальные партитуры. К гостям прибавлялся один столичный оркестр и один оркестр из российской провинции. Давно известно: чем строже концепция, тем труднее выдержать уровень».
Как отмечает Поспелов, в этом году было решено пригласить концертирующие оркестры оперных театров мира – но они уже не приедут. «Фестиваль оркестров – первая жертва. Он был уязвим. Но он проложил дорогу в Москву другим гастрольным проектам: там увидели, что в Россию можно ехать и в запах кремлевских денег особо не внюхиваться. Теперь, когда участники несостоявшегося фестиваля получат отказы с извинениями, в этом снова могут появиться сомнения», – пишут «Ведомости».
Организаторы в связи с отменой фестиваля с сожалением констатировали, что его «отмена нанесет невосполнимый урон престижу нашей страны. Фестиваль является настоящей визитной карточкой России в мире. Как балет, как театр, как кино, как художественное искусство».
В надежде повлиять на ситуацию Ассоциация руководителей симфонических и камерных оркестров АСКОР обратилась к видным общественным и политическим персонам, а также к деятелям культуры, в числе которых режиссер Никита Михалков, писатель Александр Проханов, телеведущий Владимир Соловьев, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, драматург Эдвард Радзинский, с просьбой высказать поддержку фестивалю симфонических оркестров мира. Сейчас начали поступать первые отзывы в защиту фестиваля.
Примечательно и другое. Ещё год назад министр культуры РФ Владимир Мединский в своем приветственном слове отмечал, что «к 2012 году фестиваль не просто завоевал репутацию ключевого культурного события культурной жизни страны, но и вышел на новые высоты». «Москва подтверждает статус мирового центра культурной жизни и дает новый импульс развитию симфонического искусства», – заявлял Мединский. Сейчас же позиция главы культурного ведомства кардинально изменилась.
Эту ситуацию, в принципе, можно оценивать как публичное унижение, в том числе президента России, поскольку приветственные послания к участникам фестиваля традиционно направлял и глава государства. В прошлом году в его обращении говорилось, что «за годы своего существования он (фестиваль) завоевал широкое признание, стал популярным и востребованным среди почитателей классической музыки многих государств».
Стоит также отметить, что планы ведомства Мединского относительно возможной отмены фестиваля оркестров мира в Рунете оценили крайне негативно. Блогеры отмечали, что таким образом Минкульт РФ реализует программу по дебилизации населения и культурной деградации страны. И судя по всему, блогосфера не далека от истины в данном случае.
Появлялась и информация о том, что ведомство выступило в поддержку фестиваля шансона, в результате чего средств на проведение фестиваля симфонических оркестров мира не осталось. Министерство выступило с опровержением, однако этот ответ не убедил блогосферу. Прозвучало мнение, что министерство должно быть, как минимум, подвергнуто проверке о нецелевом использовании бюджетных средств, после чего министр культуры может оправиться слушать шансон на зону.
Судя по госзаказу, нынешнее руководство Минкульта РФ действительно готовит для себя путь эвакуации.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».