Август – роковой для России месяц Суеверие, подкрепленное событиями, повлиявшими на развитие страны
Август является для русских самым страшным месяцем. Такое мнение высказала известная западная журналистка Маша Гессен в своем материале для американской газеты The New York Times (перевод РИА «Новый Регион»). По ее словам, с одной стороны, это может показаться суеверием, но с другой – именно такой вывод напрашивается, если вспомнить августовские события новейшей истории российского государства.
Гессен отмечает, что русские, словно подчиняясь особому ритуалу, испытывают страх перед августом. Может кто-то назовет это суеверием, но на протяжении последних двух десятилетий в этом месяце происходили роковые для страны события, каждое из которых становилось знамением нового периода в истории России.
19 августа 1991 года группа сторонников жесткой политики под предводительством главы КГБ устроили переворот и свергли президента-реформиста Михаила Горбачева. Три дня спустя они сдались почти без боя. Неудавшийся переворот показал, что советская власть прогнила до самого сердца: на ее стороне не выступали ни общественность, ни военные. Начался постсоветский период России, пишет Гессен.
17 августа 1998 года Россия объявила дефолт по своим долговым обязательствам. Рубль упал. Банки рухнули или просто исчезли, часто с деньгами своих вкладчиков. Формальные экономические отношения, новые и труднодостижимые для страны, где рынок лишь зарождался, – провалились, и простые люди, как и компании, вернулись к бартеру и другим неформальным соглашениям.
В конце концов, российская экономика от шока выиграла, но общество оказалось глубоко травмированным. Этот опыт показал, что правительство может откровенно лгать своему народу, как раньше это делала советская власть: всего за несколько дней до того как лопнул этот пузырь президент Борис Ельцин заверял общественность, что отечественная валюта не подвергнется девальвации. Начался период недоверия к власти.
31 августа 1999 года прогремел взрыв в подземном торговом центре в центре Москвы. Один погибший, 40 раненых. Это был первый теракт из серии взрывов, которые продолжались на протяжении месяца и унесли около 300 жизней людей. Через несколько месяцев появились предположения причастности спецслужб к этим взрывам. Но прежде чем это произошло, недавно назначенный премьер-министр, угрюмый офицер КГБ по имени Владимир Путин, использовал эти взрывы как повод начать военную компанию в Чечне, пообещав выследить террористов и «замочить их в сортире». Его популярность выросла. Началась эпоха Путина.
12 августа 2000 года российская атомная подводная лодка взорвалась и затонула у берегов Мурманска. Большинство людей на борту умерли мгновенно, но 23 человека выжили и в закрытом отсеке подлодки смогли позвать на помощь. Они были живы еще несколько часов, пока флот опаздывал, а после совершил грубые ошибки во время проведения спасательных работ. Владимир Путин, который на тот момент не провел на своем посту и 100 дней, сначала отказался прервать свой отпуск у Черного моря, но потом все же приехал в Арктику, чтобы встретиться с семьями членов экипажа. Во время одного их ночных заседаний Путин вышел из себя и оказался в плену видекассеты с гневной тирадой в отношении каких-то чиновников, которые уничтожили российскую армию.
Национальное телевидение запись обнародовало и вынудило Путина осознать, что телевидение может разрушить его власть и сделать это быстро. Он предпочел изменить само телевидение. Начался длительный период контроля Кремля над СМИ.
8 августа 2008 году российские войска вторглись в Грузию и за пять дней захватили регион под названием Южная Осетия. Европейский Союз помогал вести переговоры по прекращению военных действий, но Южная Осетия объявила о свой независимости, которую позднее признали пять государств: Россия, Никарагуа, Венесуэла и тихоокеанские островные государства Науру и Тувалу. Сами жители Южной Осетии обладают российским гражданством, а их номинально независимая страна управляется и финансируется Москвой. Пятидневная война ознаменовала окончание любых проявлений уважения к международному праву со стороны российского правительства.
17 августа прошлого года московский суд приговорил трех участниц панк группы Pussy Riot к двум годам тюремного заключения за 40 секунд пения и танцев в Храме Христа Спасителя. Приговор положил начало периоду массовых политических репрессий. За прошедший год число политических заключенных увеличилось в разы. Активистам российской оппозиции, чьи дела сейчас рассматриваются в суде, угрожает тюремное заключение сроком до 10 лет.
Если бы вы были русским, вы бы тоже боялись августа, заключает Маша Гессен, обращаясь к читателям NYT.
Москва, Инна Санина
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».