Die Welt: Власть Путина стоит на танках
В начале октября 1993 года из танков был обстрелян Белый дом в Москве. Кадры расстрела здания российского правительства быстро разлетелись по всему миру, число погибших во время событий 3 и 4 октября достигло минимум 120 человек. Вот так, пишет обозреватель немецкого издания Die Welt Юлия Смирнова, первые дни российской демократии были омрачены насилием.
Нежелание Верховного Совета России и президента Бориса Ельцина найти компромисс обернулось трагедией. Как вспоминает ныне председатель совета правозащитной организации «Мемориал», а тогда ведущий специалист комитета Верховного Совета России по правам человека Олег Орлов, «нам, правозащитникам, было ясно, что к кровопролитию приведут действия обеих сторон».
Между тем, отмечает Смирнова, тогдашний конституционный кризис оказал роковое влияние на будущее всей российской демократии, пишет InoPressa.
Все дело в том, поясняется далее, что в 1993 году у новой, независимой России еще не было собственной Конституции. Верховный Совет, обладавший – несмотря на попытки принять изменения, предусматривавшие распределение властей – непропорционально большой властью, не ограничиваемой практически никем, упрямо выступал против проводимой президентом Ельциным «шоковой терапии» и других экономических реформ. Со временем противостояние парламента и президента лишь нарастало.
21 сентября 1993 года президент Ельцин подписал указ номер 1400 о роспуске Верховного Совета. Формально, подчеркивает Die Welt, делать это президент права не имел. Парламент же, в свою очередь, отрешил Бориса Ельцина от власти и избрал новым президентом Александра Руцкого, стоявшего вместе с Русланом Хасбулатовым во главе сопротивления президенту Ельцину.
4 октября 1993 года парламент был взят штурмом. Борис Ельцин, продолжает журналистка, «победил, хотя и заплатил за победу большую цену». В декабре того же года на референдуме была принята новая российская Конституция, наделявшая главу государства чрезмерной властью.
Так была ли тогда, в 1993 году, спасена демократия в России? – задается вопросом Смирнова. Правозащитник Орлов считает, что «скорее нет»: «Ельцинский указ номер 1400 привел к катастрофе». С того времени, подчеркивает Die Welt, все большее влияние на российскую политику получали выходцы из армии и спецслужб, так называемые «силовики». Роковыми же последствия стали тогда, когда к власти пришел президент Путин. Он укрепил власть, данную ему Конституцией, еще больше – вплоть до авторитаризма.
Москва, Ольга Радько
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».