Ксения Собчак: Путин всё и всех «подвесил» На нынешнего президента РФ надо молиться, после его ухода Россия рискует развалиться
Политический стиль президента РФ Владимира Путина – подвешивание. Он доводит ситуации до опасной черты так, чтобы никто без него не мог их разрешить, гарантируя таким образом себе пожизненную власть. Такое мнение в интервью «Собеседнику» высказала скандально известная телеведущая Ксения Собчак. При этом она подчеркнула, что после ухода любого диктатора становится ещё хуже, как это было во времена смуты.
«Резкие меры – это вообще не стиль Путина. Вы разве не заметили? Какая диктатура? Его могут об этом просить, к этому склонять – но его стиль как раз иной. Подвешивание. Все ситуации доведены до опасной черты и завязаны на него. Не будет его – рухнет все. А при нем – все висит и может висеть бесконечно долго», – отметила Собчак.
По ее мнению, это не только его стиль, но и вообще черта системы, которую не он создал. При президенте РФ Борисе Ельцине система называлась «сдержки и противовесы». «В России все держится на честном слове, вот-вот рухнет и почти никогда не падает. Все падает – и это самая прочная конструкция; все недовольны – и все терпят. Весь российский пейзаж – отложенные вызовы. Гарантия пожизненной власти», – пояснила она.
По словам Собчак, Украина в глазах российского руководства была хорошим шансом на затяжную подвешенную нестабильность, но после крушения «Боинга» планы сорвались. «С «Боингом» Путину просто не повезло. Вообще-то, как вы знаете, он исключительно везучий человек. А тут – первый раз за всю карьеру – не повезло по-настоящему. И это знак, что ветер поменялся, что он больше не дует в его паруса. Кстати, можно было об этом догадаться – его фактически предали все союзники. Белоруссия в первую очередь. По Лукашенко отлично можно судить, везет или не везет. У него чутье безошибочное», – считает Собчак.
Она полагает, что Путину стал работать над Новороссией, действуя по книге американского политолога и идеолога Збигнева Бжезинского «Великая шахматная доска» – там много здравых советов.
«Нормальный негативный отвлекающий момент: так у него был Крым, после которого началось новое мировое право, Крым, который никто не хочет признавать и все требуют вернуть, а тут появилась Новороссия, и все внимание переключилось на нее, и Украина надолго дестабилизирована, и сам он как бы ни при чем, потому что армию не вводит, а воюет Стрелков, всю жизнь мечтавший перейти от реконструкции к реальным боевым действиям. Шансов победить у Стрелкова нет, но на затяжную дестабилизацию он годится идеально. И тут этот «Боинг», после которого Путин в глазах всего мира изгой, и пресса называет его убийцей, и Меркель уже не может с ним поговорить по душам, потому что всем мировым лидерам, в отличие от нашего, надо отчитываться перед своим народом. А народ не одобряет Путина, и у них руки связаны», – констатировала Собчак.
При этом она полагает, что США намерено не обнародуют подтверждения причастности России к крушению «Боинга» – «договорились, чтобы эту ситуацию как-то спустить на тормозах, – окончательная конфронтация сейчас никому не выгодна, мир и так на волоске».
В то же время она убеждена, что в условиях безальтернативности в 2018 году Путин снова станет президентом. «Сейчас надо молиться, чтобы Путин остался. А вы представьте, что Путина нет. С чем мы остаемся? Во власти немедленно начнутся разборки между кланами. Кто там есть? Сечин? Рогозин? Тимченко? Вы хотите в президенты кого-то из них? Оппозиция если и есть, то главным образом национал-радикальная. Всю прочую даже не пришлось сажать – ее просто перессорили. Одних посадили, других изолировали, третьи запуганы, четвертых обвиняют в конформизме. Путин создал такую ситуацию, при которой все, кроме него, будут хуже. Он абсолютно вытоптал политическую среду. Так что надо называть вещи своими именами – я могу себе это позволить: каков ни есть Путин, но без Путина мы сейчас попадаем в многолетнюю яму», – подчеркнула Собчак.
В этой связи она привела аналогию с ситуацией из российской истории, когда царя Ивана Грозного сменил более мягкий правитель Борис Годунов. «В 1584 году среду уже оздоровили. Не стало Грозного, чья репутация – и повседневная практика – была значительно хуже, чем у Путина. Получили тридцать лет смуты, из которой потом еще полвека выбирались. Годунову всегда мстят за Грозного, потому что Грозного боялись, а тут как бы появился мягкий, цивилизованный, даже прозападный... Жестокую вещь скажу, но после ухода диктатора никакого оздоровления не наступает. Возможен вздох облегчения и точечные послабления, а потом все сваливается в кровавую неразбериху. Были возможности реформ сверху, была переломная точка в 2012 году, она пройдена, и теперь мы обречены на подвешенное состояние», – считает Собчак.
Она убеждена, что только Путин удерживает Россию в нынешних границах. «Сейчас потому так и пресекают любые разговоры о федерализации, так защищают территориальную целостность, что распад СССР был только первым этапом в неизбежном распаде империи. Дальше начнут разбегаться Кавказ, Татарстан, Дальний Восток – при первом же намеке на смуту. <…>. Путин сделал все, чтобы после него сработали все отсроченные вызовы. И я не знаю – и он не знает, наверное, – как эту ситуацию развернуть», – заключила она.
Москва, Алёна Соловьёва
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».