AMP18+

Москва

/

Открытое бизнес-правительство Как «кинуть» банк и сорвать куш на банкротстве – рецепт министра Абызова

Открытое правительство (ОП) РФ, которое изначально создавалось для налаживания диалога власти и общества, оказалось профанацией. Многие законы, которые явно ухудшают положение для простых граждан и бизнес-сообщества, продолжают приниматься без должного обсуждения. При этом министр ОП Михаил Абызов, находясь вроде бы на службе у государства, судя по сообщениям прессы, умудряется проворачивать бизнес-проекты даже в правительстве.

Чьи интересы защищает Открытое правительство?

Согласно первоначальному замыслу, «Отрытое правительство» должно было обеспечить связь государства с обществом. При этом декларировалось, что создается «система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества, качество и сбалансированность принимаемых решений в условиях нарастающей динамики социальных и экономических процессов в современной России». Однако сегодня, когда ОП уже достаточно поработало, выводы напрашиваются неутешительные.

В частности, выяснилось, что работу экспертного совета при Правительстве РФ, входящий в состав ОП РФ, организует некий аналитический центр «Форум», который превратился во внешнего, неподотчетного никому куратора «Открытого правительства». По сути, образовался бизнес-проект под государственной крышей во главе с министром без портфеля Михаилом Абызовым.

Как пишет «Совершенно секретно», в составе «Форума» трудятся довольно любопытные эксперты, которые являются партнерами крупнейших западных консалтинговых компаний PWC и Deloitte, что вообще заставляет задуматься, чьи интересы они защищают – пророссийские или прозападные. В нынешних условиях обострения конфронтации, это принципиальный вопрос. Впрочем, судя по данным прессы, и министр Абызов по-прежнему связан своим капиталом с Западом.

Сам Абызов заявлял, что уже давно проданы все принадлежавшие ему акции иностранных компаний на общую сумму $6,7 млн, и именно этим объяснялся рост доходов в его официальной декларации о доходах в 2013 году. Однако факты, собранные в Великобритании, свидетельствуют, что эта цифра чересчур мала и не соответствует стоимости всех кипрских и карибских фирм, через которые Абызов держал основную часть своих активов.

По данным лондонских источников, расследования, проведённые несколькими известными бюро юридической экспертизы, показывают, что Абызов может контролировать «от сорока до пятидесяти» компаний и фондов на Кипре, Британских Виргинских островах и Каймановых островах, через которые может сохранять активы в Великобритании и США стоимостью в миллионы долларов. Журнал «Форбс» подсчитал, что общая стоимость раскрытых активов Абызова, находящихся в России, в настоящее время достигает $1 млрд.

Конфиденциальный документ, подготовленный московскими представителями Абызова и переданный кредитным учреждениям в Лондоне, содержит указания на принадлежащие ему офшорные компании. Речь идет о зарегистрированных на Кипре Tecalson Investments, Kalielson Investments, Blackville Investments, Gardenvale Investments, Kevalda Holdings, Eforg Asset Management, Sibeco Asset Management и Obymen Lake Holdings. На Британских Виргинских островах и Каймановых островах зарегистрированы Batios Holdings Ltd., Fortiza Ltd., Arinya United Company S.A. и Kolora Management Inc. Эти названия также можно обнаружить в материалах судебных разбирательств на сайте Высшего Арбитражного Суда России. По информации российских и британских экспертов, на которые ссылается в своей статье-расследовании Джон Хелмер, это подставные фирмы, через которые контролируются мощности по выработке электроэнергии, а также оптовые и розничные распределительные сети в ряде регионов России. Общая стоимость выявленных активов составляет миллиарды долларов. «Форбс» учитывает только акции Абызова в инжиниринговой компании«Группа Е-4» и холдинге RU-COM.

Куда Абызов перевёл свои деньги, публично не разглашается. Однако доказательства, которые он представил британским инвесторам, подразумевают, что средства были выведены в офшоры. Другой аналитик, ссылаясь на данные, полученные год назад, сообщает, что Абызов «владел крупными активами на Западном побережье США. Там живёт его семья. Средства, в основном, вложены в программные технологии Силиконовой Долины».

В общем, получается очень уж не патриотично. Что важнее для такого министра – Россия или собственный интерес, – вопрос не праздный, а ответ на него очевиден.

«Бизнес» на экспертизе

Так или иначе, сейчас именно от этих людей – представителей PWC, Deloitte, тренера по MBA из «Форума» во главе с Абызовым, компетентность которых вызывает очень большие вопросы в экспертном сообществе, зависят серьезные и дорогостоящие правительственные решения. Если быть объективным, то, как справедливо отмечает «Совсекретно», в АЦ «Форум», который готовит экспертные оценки для ОП, должны трудиться супер профессионалы, прекрасно разбирающиеся, как в макроэкономике, так и в сложнейших нюансах десятков отраслей. По сути, для вынесения качественной экспертизы по такому спектру решений нужна как минимум Академия Наук. Но «беспортфельный» министр Абызов и его могучий «Форум» запросто справляется с самыми сложными задачами, и готов в кратчайший срок и по любой проблеме дать свое «независимое» мнение. Любопытно, что эта оценка всегда совпадает с мнением неформального куратора Абызова – вице-премьера Аркадия Дворковича.

В экспертном сообществе уже поползли неприятные слухи, что представители «ОП» на самом деле формируют рынок экспертиз. Говорят, что экспертизу трудно, но можно сделать под заказ или скорректировать содержание в нужном ключе – на все это есть уже расценки. Судя по уровню принимаемых решений, счета за такие услуги исчисляются миллионами долларов. В принципе, ничего удивительного в этом нет: как-никак на госслужбу Михаил Абызов пришел из «бизнеса» в традиционно российском его понимании.

«Эффективное» управление

Теоретически можно конечно положиться на компетенцию и мудрость Михаила Абызова в Открытом правительстве, но его «бизнес-успехи» наталкивают на совершенно противоположные выводы. Достаточно посмотреть, как идут дела в инжиниринговом холдинге «Группа Е4». По данным ЕГРЮЛ от 31 марта 2014 года, как отмечал «Собеседник», единственным учредителем «Е4» значился кипрский офшор EforgAssetManagementLtd, связанный, по информации участников рынка, с супругой министра Екатериной Сиротенко, то есть фактически с министром ОП.

Абызов возглавил совет директоров «Группы Е4» в 2007 году и за три года получил 10% ремонтного и 30% строительного рынка строительства электростанций в России. Такой размах объяснить достаточно просто: получить такой «бизнес» в России возможно только при наличии определенных административных рычагов, и талант управленца здесь нипричем.

Эффективность или бездарность менеджеров проявляется позднее, когда компании начинают реально работать. И вот… к концу семилетнего периода существования «Группы Е4» положение этой компании сильно изменилось. В СМИ в последнее время регулярно появляются сообщения о том, что ее персонал сокращают, а оставшимся «везунчикам» срезают зарплату. Корпоративные долги же, напротив, растут.

Не так давно сотрудники одной из дочерних структур («Е4-Цэнтрэнергомонтаж») заявили о многомесячной задержке заплаты на ее объектах по всей стране: на строительстве Серовской, Череповецкой, Няганской ГРЭС. Хотя сумма задолженности превысила 100 млн рублей, но прокуратура, видимо, соблюдая корректность к министру, не отреагировала должным образом.

Не случайно, что в октябре в Москве члены Межрегионального общественного движения против коррупции вышли на пикет против министра под лозунгами «Абызов, верни долги работникам Е4!», «Рыба гниет с головы: коррупция начинается с министра Абызова», «Господин Абызов, сделал «грязное» дело – сиди смело!».

«Вероятно, сделав ход с «Е4» прямо в Белый дом, Михаил Абызов не забыл прихватить с собой и корпоративные средства. В этой связи возникает резонный вопрос: кто теперь будет отвечать за долги группы, брошенной самым богатым чиновником страны? И речь идет не только о долгах перед работниками компании, но и о многомиллиардных кредитах, которые нынешний министр в свое время взял для развития бизнеса», – отмечал «Собеседник».

Как сделать капитал на невозвращении банковских кредитов

Впрочем, «Группа Е4» – это не единственный пример «успешного бизнеса» нынешнего министра Открытого правительства, капитал которого, судя по всему, складывался как раз из невозвращенных банковских кредитов и налаженному административному доступу к активам через бывшего шефа в РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса.

«Он (Абызов) сделал свои деньги благодаря Чубайсу», – сделал вывод лондонский инвестиционный банкир, знакомый с отчётом бюро юридической экспертизы, анализировавшего деятельность Абызова, пишет в своей статье-расследовании Джон Хелмер. Сообщается также, что будущий министр пытался привлечь средства для создания предприятия по угольной генерации. «Утверждалось, что он совершил ряд довольно неприятных вещей. По утверждениям, были случаи рейдерства». По словам банкира, «активы Абызова было довольно трудно отследить». После того, как московские представители Абызова прислали «на проверку диаграмму принадлежащих ему офшорных организаций, нам стало удобнее».

По данным британской прессы, финансистов и нескольких бюро юридической экспертизы, Абызов держал долю в британской фирме под названием Powerfuel, которая в настоящее время приказала долго жить.

В 2007-2010 перед Powerfuel стояли следующие задачи: организовать добычу на старой, близкой к банкротству шахте Хэтфилд в графстве Йоркшир, возобновить продажу угля и привлечь финансирование на строительство новой электростанции. Ориентировочная стоимость электростанции варьировалась от 700 до 800 млн фунтов. План Powerfuel заключался в том, чтобы выручить около 200 млн фунтов на продаже акций в ходе лондонского IPO, а оставшуюся часть суммы получить в виде правительственных грантов Великобритании и Евросоюза по программе развития технологий «чистой энергии».

Абызов смог профинансировать работу шахты путём привлечения как минимум 80 млн фунтов в виде кредитов от банков ВТБ и ING. Частные и государственные источники утверждают, что возобновление добычи на шахте вскоре принесло хорошую прибыль. Как заявлял партнер нынешнего министра ОП Ричард Бадж: «Мы законтрактовались по продажам на пять лет вперёд».

Как именно Абызов и Бадж организовали схему сбыта – дело тёмное. Яснее выглядят сообщения о том, что прибыль от продажи угля, вероятно, составила около 70 млн фунтов в год. По некоторым оценкам, Абызовмог получить до 51% от годовой прибыли с самого начала открытия предприятия. При этом, по подсчетам британских аналитиков, за пять лет с 2006 по 2010 годы доля Абызова в Powerfuel, согласно такой оценке прибыли от реализации угля, могла достичь 179 млн фунтов.

Но потом начались проблемы. К 2011 году компания Powerfuel и её шахта перестали получать прибыль. Баланс предприятия по добыче угля ушёл в минус, и произошёл дефолт по кредитам ВТБ и ING. Ни британское правительство, ни ЕС не одобрили заявки Powerfuel на получение грантов, и попытка изыскания средств на строительство электростанции провалилась. Банки остались с непогашенными кредитами на сумму от 80 до 90 млн фунтов. В декабре 2010 года в Powerfuel была введена процедура внешнего управления.

Британские аналитики полагают, что за возобновление добычи на шахте заплатили ВТБ и ING, выдавшие кредиты на реанимацию шахты, а сливки снял менеджмент компании, в том числе нынешний министр ОП.

Получается, что с «Группой Е4» повторяется, похоже, та же история. Деньги компания от заказчиков получала, но значительная их часть застревала в карманах конечных бенефициаров в офшорных структурах.

Такая ситуация не может не настораживать, когда в России на самом высоком уровне вроде бы объявлен курс на деофшоризацию, а на деле даже министры выкачивают деньги из страны, создавая себе капитал на невозвращенных банковских кредитах. Вывод напрашивается только один: такой министр в общем-то не должен быть министром. Его «работа» явно не соответствует заявленным вроде бы благим целям и задачам, поскольку его практические действия носят ровно противоположный смысл.

Москва, Екатерина Попова

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика, правительство РФ,