Россия в ловушке низких доходов Паразитическая модель деградации в действии
Международный валютный фонд (МВФ) пытался помочь формированию европейских институтов в Советском Союзе, но даже его эксперты не до конца понимали особенности трансформации. Такое заявление сделал сегодня французский политик и экономист, бывший директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, выступая на пленарной дискуссии Московского экономического форума.
Говоря о рыночных реформах, проведенных в России 25 лет назад, он отметил, что возможно, попытка европейцев создать свой образ жизни в других культурах как раз является одним из факторов неудачи. По словам Стросс-Кана, каждая страна должна найти свой путь развития, нельзя просто взять и скопировать политический институт, не учитывая особенности культуры и организации жизни в обществе.
Он обратил внимание, что у Евросоюза просто не было и нет другой модели функционирования, кроме рынка, однако управление им – это чрезвычайно сложный вопрос, потому что экономическая теория – не законы физики. Экономика дает определенную информацию, но реальна жизнь сложнее, чем теоретические изыскания, подчеркнул Стросс-Кан.
По его оценке, проблемой России является экономика, ориентированная на экспорт ресурсов, которая не работает в современных условиях. Необходимо выработать стратегию экономического развития и адаптировать под нее государственные ресурсы, цитирует слова Стросс-Кана пресс-служба МЭФ.
Пока же, по словам эксперта, Россия еще недостаточно сделала для того, чтобы отойти от сырьевой схемы финансирования экономики. Дорогая нефть лишила государство стимула увеличивать производительность труда, развивать другие отрасли экономики. Сейчас же у России нет другого пути, кроме как развивать средний и малый бизнес, потому что российская экономика, в основном, держится на крупных предприятиях. Нужно продавать не только нефть и газ, но и другие виды товаров для международного рынка, подчеркнул он. Если не развивать другие отрасли экономики, нет развивать науку и не использовать человеческий капитал, Россия может остаться в ловушке низких доходов, подытожил Стросс-Кан.
Академик РАН, директор Московской школы экономики МГУ Александр Некипелов со своей стороны обратил внимание, что наши представления о сути перехода к рыночной экономике были примитивны. По его словам, стандартные методы экономической политики приводили ни к тем результатам, к которым должны были привести в рыночной экономике. Непонимание важности проблем создания экономических субъектов рыночной экономики, неверное размещение ресурсов, концепция шоковой терапии и градуализма привели к слишком дорогим ошибкам.
«Мы потеряли основную часть высоко-технологических производств решив осуществить трансформацию в шоковом режиме любой ценой. Мы проводили его в конфликтных условиях – это обнищание населения и многое другое. В итоге это все сказалось на системе. Сегодня мы наблюдаем похожую ситуацию», – подытожил Некипелов.
Изветнсй экономист, публицист Юрий Болдырев, комментируя итоги реформ, отметил, что те процессы, которые происходили с Россией в недалеком прошлом, якобы, для повышения конкуренции, были подменены деструктивной моделью, паразитирующей на природных ресурсах, цель которой состояла в продаже национального богатства и покупке остальных товаров на вырученные деньги. Болдырев подчеркнул, что неоднократно предупреждал о снижении спроса на сырьевые ресурсы. И сейчас падения цен на нефть стали серьёзным звонком для России. По мнению эксперта, такая тенденция – реальный шанс, чтобы задуматься и направить все усилия на создание созидательной модели развития общества, государства и экономики.
Экономист Владислав Жуковский, также выступавший на пленарной сессии МЭФ, призвал не искать альтернативу между дном и черным квадратом Малевича. Эксперт отметил антисоциальный и разрушительный характер российских реформ, когда в России была создана «химера», вобравшая отрицательные черты и рыночной, и советской экономики.
По мнению Жуковского, квазирыночный и псевдолиберальный характер экономических изменений привел к появлению экономической модели, в которой фактически отсутствуют и частная собственность, и какие-либо перспективы развития экономики за пределами сырьевого сектора, а предприниматели воспринимаются как «дойные коровы», используемые в интересах паразитирующей власти.
Данная паразитическая модель, считает Жуковский, нацелена лишь на проедание производственно-технологического запаса прочности, оставшегося от советской экономики, природно-сырьевой ренты и человеческого капитала. Сегодняшняя экономика характеризуется пренебрежением интересами человека, отсутствием конкурентного рынка и коррупцией, заявил экономист.
«В нашей экономике зарабатывают только те, кто либо сидит на нефтяной трубе, либо прокручивает доллары в нашей финансовой системе», – подчеркнул Жуковский. Освободиться из сложившейся экономической ловушки России поможет лишь смена политического курса, в центре которого должны находиться национальные интересы, как социально-трудового большинства, так и малого бизнеса, преодоление сырьевой зависимости и развитие человеческого потенциала, заключил эксперт МЭФ.
В завершение пленарной дискуссии её модератор, сопредседатель Московского экономического форума, научный руководитель Института Экономики РАН Руслан Гринберг высказал мнение, что по формальным основаниям Россия – самая рыночная и частная экономика на земле и для успешного развития необходимо разработать мегапроекты с мультипликативными эффектами. Также спикер заявил, что одним из стимулов развития страны могло бы стать введение прогрессивной шкалы налогообложения, и призвал участников форума не забывать о своей гражданской позиции.
«Я хочу призвать всех нас быть гражданами. Мы и должны из подданных превратиться в граждан. У нас будут выборы, и мы обязаны проявить свою гражданскую ответственность. В Австралии, если человек не пошёл на выборы, он должен заплатить 10 евро, а во второй раз – более серьёзная ответственность. И я очень ратую за эту меру, а пока призываю вас относиться к вопросу со всей серьёзностью», – сказал Гринберг.
Москва, Светлана Антонова
© 2016, РИА «Новый День»