Без губернаторов тепла не будет Правительство РФ пошло на поводу у региональных властей
Долгожданная реформа системы теплоснабжения в России рискует умереть в зародыше. Правительственный законопроект, который планируется направить в Госдуму, дает право региональным и муниципальным властям на свое усмотрение принимать решение о проведении преобразований, что на деле грозит провалом реформы и последующими глобальными проблемами с бесперебойным теплоснабжением.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности во главе с вице-премьером Сергеем Приходько одобрила проект изменений в закон о теплоснабжении, в котором предусмотрено, что либерализацию рынка тепла в регионе и городе можно будет начать лишь с согласия местных властей, пишет «Коммерсантъ».
Как известно, Минэнерго РФ разрабатывает новую модель рынка тепла с 2014 года, но с тех пор между профильными ведомствами шли споры о формате реформы, а сроки перехода откладывались. Основная идея реформы – либерализация рынка тепла (пока тарифы регулируются на региональном уровне), которая должна привлечь инвестиции в устаревающие мощности.
Законопроект подразумевает поэтапный переход на свободные цены на теплоэнергию в ценовых зонах теплоснабжения. Там выбирается единая теплоснабжающая организация (ЕТО, крупный поставщик тепла), которая становится единым закупщиком и отвечает за надежность теплоснабжения. Регулятор утверждает только верхний ценовой предел тарифа, как ориентир берется себестоимость строительства замещающего источника теплоснабжения – альтернативной котельной. Если в регионе тарифы на тепло ниже предела, то их равномерно поднимают до уровня альткотельной в переходный период (пять или в исключительных случаях десять лет).
Реформа отдана на откуп губернаторам
Правительственный законопроект о реформе согласован в компромиссной версии, против чего ранее выступали представители «большой энергетики»: альткотельная вводится не повсеместно, решение о начале реформы принимают власти регионов. Пока переход на альткотельную запланирован с 2017 года и лишь в пилотных городах с утвержденными схемами теплоснабжения, долей ТЭЦ более 50% и при согласии губернаторов. Список еще не сформирован, но Минэнерго в числе желающих назвало Екатеринбург и Норильск.
Как следует из последней версии законопроекта, согласие главы региона и муниципалитета потребуется и при внедрении альткотельной после окончания пилотной стадии. Если проект будет принят в нынешнем виде, регионы смогут на законных основаниях тормозить реформу, потому что не заинтересованы в закрытии неэффективных источников теплоснабжения, часто подконтрольных или близких к местным властям.
Зачастую получается так, что при разработке предусмотренных реформой схем теплоснабжения местные власти лоббируют интересы малых котельных, где тарифы на тепло гораздо выше, чем у крупных поставщиков в лице ТЭЦ. В результате многих потребителей пугает перспектива повышения тарифов, хотя это вовсе не обязательное условие так называемой либерализации рынка теплоснабжения. Например, в Тюмени, где при наличии существующего сейчас общего «котла» (усредненного тарифа), конечная стоимость тепла для потребителей составляет порядка 1381 рубль за гигакалорию. Как только зоны ТЭЦ и котельных будут разделены, стоимость тепла в зоне действия муниципальных котельных перешагнет за три тысячи рублей, что значительно выше расчетной цены «альткотельной» для Тюмени, которая может быть на уровне 1 480 рублей за гигакалорию. Однако местные власти, как правило, моделируют схемы теплоснабжения как раз на основе муниципальных котельных в ущерб большим поставщикам тепла, где тарифы ниже.
На эту ситуацию неоднократно обращали ранее и участники отрасли, и эксперты. В частности, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечал, что необходимо принципиально менять подход и к тарификации, и к управлению энергетическим комплексом. Одним из путей решения проблем отрасли эксперт считает передачу целого ряда региональных функций на федеральный уровень.
«К сожалению, многие проблемы котлового способа тарификации, кроются в том, что решения принимаются на местах, в регионах, и соответственно есть такая возможность для местных руководителей и близких к губернатору лоббировать те или иные решения. Вот этот институт лоббирования, он во многом породил чрезмерные расходы, большое различие в тарифах, которые действительно могут быть на несколько тысяч процентов», – сказал Пикин.
Комментируя кризис в теплоэнергетике, Пикин отметил, что «здесь ситуация плачевная». «К сожалению, многие регионы не способны принимать объективные и ответственные решения, поэтому общая картина негативная», – отметил эксперт.
Отрасль быстро деградирует
В настоящее время отечественная теплоэнергетика продолжает стремительно деградировать. Как отмечают эксперты отрасли, действующая система теплоснабжения не только полностью устарела, но и крайне перегружена, а действующая тарифная ставка не отвечает как требованиям потребителя, так и нуждам компаний.
«Цена не способствует не просто даже привлечению инвестиций как таковых, но и уже в отдельных случаях даже не покрывает затраты на ремонты», – констатировал ранее заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко. По его словам, в нынешних условиях никаких перспектив для отрасли нет.
В этом году в ряде регионов произошли крупные аварии на теплосетях, износ которых в среднем по России составляет порядка 80%. В Ижевске пришлось вводить режим чрезвычайного положения, чтобы наладить подачу тепла в жилье жителей столицы Удмуртии. В Тверской области коммунальный коллапс в ЖКХ стал одним из поводов для отставки губернатора Андрея Шевелева. При этом во многих регионах заметно выросли тарифы на теплоэнергию, что зачастую становилось поводом для вмешательства органов прокуратуры, а граждане выходили на акции протеста.
Все представители отрасли согласны в том, что меры по преодолению кризиса в энергетике необходимо принимать очень оперативно. В противном случае Россию на фоне экономических потрясений может ожидать сильнейший энергетический кризис, признаки которого уже начали активно проявляться. Однако какие именно меры будут предприняты в конечном итоге – вопрос крайне принципиальный.
Москва, Александр Шуша
© 2016, РИА «Новый День»