Валерий Соловей: Реабилитация Турции схожа с пактом Молотова-Риббентропа Мы оказались в ситуации, когда не очень понятно, что граждане России думают на самом деле
Россия оказалась в ситуации, когда не очень понятно, что думают граждане РФ на самом деле – это объясняет неожиданное желание многих русских купить путевки на турецкие курорты. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказал доктор исторических наук, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей. По его оценке, непредсказуемость общественного мнения может сказаться и на итогах выборов в Госдуму-2016 – особенно в условиях падающего рейтинга «Единой России» и неблагоприятной социально-экономчиеской обстановки.
«Новый День»: Валерий Дмитриевич, почему столько российских граждан решились купить путевки в Турцию, хотя еще несколько месяцев назад активно поддерживали идею о том, что Реджеп Тайип Эрдоган – враг нашей страны?
Валерий Соловей: Это как раз тот случай, когда существует колоссальный разрыв между пропагандой и реальными настроениями людей. Дело в том, что сейчас люди боятся говорить правду – они дают социально одобряемые ответы. Соответственно, их реакция на пропагандистские стимулы следующае: «Конечно, мы согласны, Турция – это ужасно, отдых там опасен, помидоры стеклянные, турецкие мужчины навязчивые, а Эрдоган – враг». Они говорят это, потому что видят пропагандистское послание, которое их подталкивает, но сами думают совершенно иное.
Из этого кейса нужно сделать далеко идущие выводы. Мы постоянно слышим от социологов, по всем каналам, от официальных элит, что народ сплотился и все одобряет. Но похоже, что это не так. Возможно, так было два года назад, но сейчас нет. Люди дают ответы, которые хотят от них услышать, но думают совсем иное.
Сейчас происходит драматическое снижение рейтинга «Единой России» в центральных российских регионах – начиная с этого лета, каждый месяц падает на 5 пунктов. Хотя внешне все выглядит благопристойно, но но результаты могут оказаться весьма разочаровывающими. Чтобы получить некоторые запланированные результаты на выборах, придется оказать сильное административное давление или прибегнуть к прямым фальсификациям, чего власть хотела бы избежать. На верхнем уровне власти понимают, что если очень сильно давить, это может вызвать сильное недовольство – в Кремле боятся повторения волнений 2011-2012 гг.
Мы оказались в ситуации, когда не очень понятно, что люди на самом деле думают, поскольку они не решаются высказываться, возможности для открытого выражения своего мнения у них нет. Такую возможность могли бы дать честные конкурентные выборы, но я очень сомневаюсь, что они будут таковыми. И главное – может оказаться, что те формулы, которые мы принимаем, эти пресловутые 86% (поддержки главы государства), могут оказаться ошибочными.
«Новый День»: Раз уж мы говорим о выборах – как Вы считаете, может ли решение Москвы о реабилитации Турции быть связано в том числе и парламентской кампанией? Возможно, часть электората будет довольна возможностью совершить поездки на некогда популярные курорты…
Валерий Соловей: Скорее всего, соображения по Турции были связаны с геополитической ситуацией в Сирии. Во-первых, в данном случае Россия нуждается в некоем взаимодействии с Турцией, равно как и Турция с Россией.
Второе. Сигнал о том, что было бы неплохо урегулировать отношения с Турцией, с российской стороны звучали еще два-три месяца тому назад. Но все знали, что конечное решение остается за президентом России. Почему он принял такое решение именно сейчас, а не месяцем раньше или позже – это вопрос к нему, это уже сочетание обстоятельств, о которых мы ничего не знаем.
Соображение о выборах не лишено смысла, но я не уверен, что оно было первостепенно. Честно говоря, это не в русской государственнической традиции – думать о довольстве или недовольстве народа. Если бы думали о довольстве, не запрещали хотя бы турецкие овощи и фрукты, потому что альтернативы были значительно дороже, и по ценникам в магазинах это хорошо заметно.
«Новый День»: Как Вы думаете, перед выборами ставка «Единой России» будет все-таки на социальную повестку или на очередные геополитические игры?
Валерий Соловей: Делать ставку на социальную повестку ей («Единой России») очень сложно, поскольку ситуация неблагоприятная и ухудшается, и поэтому снижается рейтинг. Я думаю, во-первых, будет сделана ставка на Путина – «поддерживая партию, вы поддерживаете президента».
Во-вторых, безусловно, внешнеполитические аспекты все-таки будут разыгрываться – поскольку страна в кольце врагов, нам надо сплотиться и проявить единство.
И, в-третьих, будет применяться прием пугающей альтернативы: если не мы, будет еще хуже – посмотрите, что происходит на Украине. Я думаю, что третий пункт станет стержнем повестки выборов со стороны власти.
«Новый День»: По Вашему мнению, ситуация с Турцией, которую мы сначала объявляем врагом, а потом внезапно реабилитируем – следует ли ожидать подобных решений в ближайший год в отношении других стран?
Валерий Соловей: Я думаю, что это последний случай. В целом мы рассматриваем двух недоброжелателей – НАТО и Запад. А что касается конкретных стран – я не думаю, что мы так уж будем их выделять. Если и будем, то не столь интенсивно и масштабно, как в случае с Турцией.
Беда этой истории в следующем: власть объяснила, почему она начала антитурецкую кампанию, все было понятно. А вот почему резко отказалась – непонятно. Было очевидно замешательство пропагандистов, всех телевизионных говорящих голов – несколько дней они были в замешательстве, что же им говорить. Мы такого сорта вещи должны как-то подготавливать, а то, честно говоря, это очень похоже на пакт Молотова-Риббентропа – еще вчера Германия была нашим врагом, а тут вдруг – братья по оружию. Эта аналогия, может быть, чересчур сильная, но все же она уместная. Надо объяснять: власть мнение общества игнорирует или принимает в очень узком диапазоне.
Москва, Софья Метелкина
© 2016, РИА «Новый День»