НАТО. Долгосрочный вызов России Для примирительного диалога Альянс и Москва ещё не созрели
Саммит НАТО в Варшаве расставил антироссийские акценты: давление на Москву может активизироваться. По оценке российских экспертов, страны Прибалтики продолжат выполнять особую роль провокаторов, а Европа в целом станет ещё более зависимой от Альянса, в том числе, в вопросе продления антироссийских санкций.
Оценивая итоги варшавского саммита НАТО, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН, эксперт РСМД Дмитрий Данилов отметил, что серьезных новых решений Альянсом не принято. «Акценты остались прежними – прежде всего, НАТО заявляет, что возвращается к истокам и усиливает функцию коллективной обороны», – отметил он, выступая на пресс-конференции в Москве.
По оценке Данилова, площадка для сотрудничества альянса и ЕС сформирована, что представляет для России определенный вызов. «ЕС будет сотрудничать с НАТО на той политической платформе, которая зафиксирована на варшавском саммите. И вот здесь речь идет о том, что ЕС еще больше будет терять самостоятельность», – считает эксперт.
По его мнению, это может касаться проблемы антироссийских санкций – Европа будет зависеть от полиции Альянса.
Как считает Данилов, вызов для России будет носить долгосрочный характер. «Совершенно очевидный политический тренд будет иметь свою динамику и уже вряд ли позволит говорить о какой-то новой перезагрузке... Россия и Запад, вновь войдя в парадигму взаимного сдерживания, потеряли площадки для политического диалога по всем линиям», – констатировал он.
Эксперт отметил, что «фундаментальный конфликт интересов» РФ с Альянсом сформировался задолго до украинского кризиса. «Украинский кризис стал самым глубоким и продемонстрировал, что попытки маскировать фундаментальные различия под вывеской отдельных разногласий – это было абсолютно неправильно и контрпродуктивно», – подчеркнул Данилов.
При этом, как полагает эксперт, система отношений становится все более неустойчивой. «Ситуация выходит из-под контроля, вот что опасно. Украинский конфликт является серьезнейшим фактором отношений России и НАТО, сейчас и в будущем», – сказал он.
Между тем, вопрос о дате вступления Грузии и Украины в Альянс не имеет ответа, поскольку это политическое решение, которое зависит от обстоятельств, считает Данилов. «НАТО постоянно рапортует, что и Грузия, и Украина находятся на пути к прогрессу – но удивительно, если внимательно почитать документы саммита – принятие решений о предоставлении членства остается за НАТО. Тем самым НАТО оставляет ситуацию неопределенной, как сложатся обстоятельства», – обратил внимание эксперт.
Он пояснил, что при вступлении в НАТО Грузия должна будет официально отказаться от претензий на Абхазию и Южную Осетию – в противном случае Альянс станет участником прямого конфликта с РФ. «Я уже не говорю об Украине – с ней еще сложнее, там вообще военный конфликт», – добавил Данилов.
По мнению заместителя директора Института США и Канады РАН Виктора Кременюка, ожидать содержательного диалога России и НАТО преждевременно, поскольку обе стороны для этого «не дозрели».
«Есть общие интересы – избежание термоядерной войны, например. Но больше почти ничего нет! Мы хоть и объединены какими-то экономическими связями, но в принципе экономики невзаимозависимые. В гражданском и социальном отношении тоже особой связи нет. На чем строить какой-то диалог?» – отметил Кременюк.
По его оценке, со сменой поколения деятелей альянса, которые имели дело с идеологическим противостоянием СССР, изменилось и отношение к постсоветскому пространству – теперь НАТО рассматривает СНГ как «поле для свободной охоты», в связи с чем и Москве пришлось сделать внешнюю политику жестче.
Как полагает профессор факультета международных отношений СПбГУ, эксперт РСМД Николай Межевич, России следует ожидать дальнейших провокаций со стороны прибалтийских стран-участниц НАТО.
«Провоцирование конфликта при условии, что существуют механизмы управления конфликтом, будет. Выбраны предельно удобные с точки зрения наших заокеанских партнеров точки. Произошедшие в Варшаве события – праздник непослушания для Эстонии, Латвии и Литвы. Их задача заключалась в том, чтобы привлечь к себе внимание любой ценой... Вся идеология Таллина, Риги и Вильнюса – провоцирование конфликта, по возможности управляемого», – считает Межевич.
По его оценке, после крымских событий было решено превратить Прибалтику в «полигон потенциальной агрессии против России». «Они готовы спровоцировать конфликт, будучи уверенными, что он будет локальным. Но Прибалтика – такая часть Европы, где возможности превращения локального конфликта в нелокальный достаточно велики. Хотелось бы вспомнить, что Первая Мировая война начиналась в общем-то из-за ерунды», – заключил эксперт.
Москва, Софья Метелкина
© 2016, РИА «Новый День»