Нужен «Транссиб 2.0», иначе Россия исчезнет
Россия должна использовать все свои территории и построить «транспортный коридор» от Владивостока до Роттердама, иначе ее ждет «пространственное сжатие», в результате которого страна рискует прекратить свое существование. Такое мнение, как передает корреспондент РИА «Новый День», высказали эксперты на Московском экономическом форуме.
Научный руководитель института экономики РАН Руслан Гринберг Гринберг отметил, что в России есть три «потенциала»: природный – «он используется на 100%», «свет потухшей звезды» от Советского союза – интеллектуальный потенциал, который тоже используется, и пространственный потенциал, который «абсолютно не используется».
«Это большая трагедия – обезлюживание территорий продолжается. Жизнь только в городах-миллионниках. В результате, есть спор, что делать с людьми, которые там еще остались», – сказал эксперт.
Он напомнил, что в России на 1 кв км в среднем проживает 7 человек. «Причем они настолько разбросаны, что не участвуют ни в каких хозяйственных связях», – констатировал эксперт.
В этой ситуации, как считает Гринберг, власти сейчас необходимо развивать проекты, которые «стягивают территорию», чтобы рынок труда был более однородным.
Бывший заместить министра экономики России Иван Стариков согласился, что Россия, являясь самой большой страной в мире, не использует это преимущество.
«У нас уникальное положение между восточной Азией и Европой, между рынками с населением 4 млрд потребителей – 60% земного шара. Мы крайне плохо используем этот ресурс», – сказал он.
Он подчеркнул, что многие экономические и, как следствие, социальные проблемы в России связаны с плохой инфраструктурой. «Нельзя без конца перелицовывать Транссиб. При советской власти плановая экономика была посажена на построенный в рыночной царской экономике Транссиб. Фатальное и неправильное размещение сил – отсюда все проблемы с моногородами. Необходимо строительство нового Транссиба – не под паровозную тягу, с другими радиусами закругления, новая технология обработки груза», – сказал Стариков.
Он отметил, что такой «транспортный коридор» должен пройти от Владивостока до Роттердама. «12,5 тысяч км – 23 субъекта Российской Федерации, 8 млн рабочих мест, в первую очередь, за Уралом», – отметил эксперт.
«А с китайским «Шелковым путем» мы сделаем несколько перемычек и будем обмениваться грузами. Тогда глобальная логистика между Западом и Востоком будет прочно стоять на двух ногах», – считает экономист.
С его точки зрения, реализация этого проекта «Транссиб 2.0» стратегически важна для России.
«Либо мы говорим о пространственном развитии, либо мы говорим о пространственном сжатии. Я сторонник идеи, что никакого пространственного сжатия в России не может быть – она прекратит свое существование как единая историко-политическая сущность при такой стратегии», – считает эксперт.
Как ранее сообщал РИА «Новый День», эксперты уже давно бьют тревогу относительно перенаселенности Центральной России и дефицита населения в восточной части страны. Нынешняя политика с «оптимизацией» «выкачивает» людей в мегаполисы, такие как Москва, которая превращается в «сверхагломерацию».
«Москва выкачивает не только деньги, она выкачивает людей. «Ребята, бросайте свои темные деревни, там нечего делать, приезжайте к нам сюда», – говорит она (столица). Это действительно страшная проблема – создание страны, где пустые, вымершие окраины, где некому на кладбище сходить, оградку на могиле поправить», – отмечал член бюро партии «Яблоко» Андрей Бабушкин.
«Это будет мегаполис, в котором будет жить больше 20 % населения страны. Зачем это? С какой целью они (власти) пытаются реализовать модель, которая в свое время в Мексике и других странах мира привела к гигантской нищете и гигантскому расслоению общества и нарушению прав человека? Эта политика чревата колониальным отношением к своим собственным регионам. Мы не должны относиться к другим частям нашей страны, как к неким колониям, куда мы пришли, быстренько награбили природное богатство, бросили все это в раскуроченном виде и смотались уничтожать следующую часть страны» – заявлял Бабушкин.
Москва, Мария Вяткина
© 2018, РИА «Новый День»