Дмитрий Дёмушкин: Кремль сделал ещё один шаг в советское прошлое Русский националист назвал доктрину «уникальной российской нации» абсурдом
Концепция «уникальной российской нации», которую одобрил президент России Владимир Путин, является абсурдной и приведет к новым конфликтам на национальной почве. Как заявил в интервью РИА «Новый Регион» лидер движения «Русские» Дмитрий Дёмушкин, новая официальная национальная доктрина очень напоминает советскую и обречена на провал. По его оценке, русский везде останется русским, немец – немцем, а француз – французом, несмотря на отсутствие или наличие у него паспорта гражданина РФ или другого государства.
«Новый Регион»: Вчера президент России Владимир Путин одобрил новую доктрину национальной политики и заявил о необходимости создания «уникальной российской нации»… Как вы оцениваете этот шаг руководства нашей страны?
Дмитрий Дёмушкин: Я очень удивлен и поражен этой историей… Но хотелось бы начать с предыстории этой ситуации. Если вам известно, мы тоже писали доктрину национального развития, и Путин подписал тогда подписал программу Абдулатипова. Сейчас в Кремле, похоже, наслушались левых деятелей а-ля Кургинян, Проханов и братии из Изборского клуба, и взяли буквально дословно весь тот бред, который тиражировался о некой суперроссийской нации… Проблема в том, что то, что было взято за основу сейчас в этой официальной концепции, за всю историю было только один раз. Помните, у нас была так называемая советская общность...
Теперь получается, что любой житель планеты Земля, получивший гражданство и паспорт РФ, автоматически приобретает себе и новую нацию, а, отказавшись от гражданства, можно автоматически потерять принадлежность к «уникальной российской нации».
С точки зрения научного определения «нации» – это абсурд. Нация даётся нам от Бога и имеет, в том числе, биологическую составляющую, а не только общность языка и гражданства. Например, я, выучив английский язык, не становлюсь автоматически англичанином так же, как и вы, выучив, например, немецкий язык, не становитесь немцем. То же самое можно сказать и про гражданство. Турок или русский, получивший паспорт гражданина Германии, не становится немцем, он останется турком или русским. В понятие «нация» входит нечто большее. У нас до «единороссов» только большевики умудрились всех записать в некую советскую общность, но, как показало время, мы как были русскими, чувашами, татарами, чеченцами, ингушами и так далее, так и ими остались. В этом ничего постыдного нет – это даётся нам от Бога. Поэтому все искусственные попытки создать новую искусственную нацию обречены на провал.
Нация «россиян» противоречит историческим, духовным, культурным ценностям и традициям русского народа и России в целом. Нация «россиян» противоречит православному учению. Вера нас учит, что Господь создал разные народы, наделил их по промыслу своему землей. Промыслом Божим создавалась и Россия, куда под защиту русского народа добровольно (или недобровольно, но это уже другой вопрос) стекались другие самобытные народы в полном сохранении своей идентичности и самобытности. Соответственно, русский должен оставаться русским, татарин – татарином, чеченец – чеченцем и так далее.
Понятия политической нации нигде не существует. Это только «единороссы» пытаются выдумать вслед за большевиками. Я вчера специально перечитал все словари. Например, беру Оксфордский словарь, который также дает определение «нации». Цитирую: нация – это совокупность людей, объединенных общим происхождением, историей, культурой и языком, населяющих определенное государство или земли. Как видите, объединение происхождением – это биологическое понятие. Если мы берем другие англоязычные словари, которые берут за основу в Европе и дают более широкое определение, то получается следующее: нация – это сообщество людей, объединенных происхождением, общей культурой, традицией историей (и как правило, языком), проживающих рассеяно или в границах одной страны. Вот, например, Великобритания, там живут англичане, ирландцы, шотландцы и валлийцы. Термин нация определяет группу людей, а государство – политическое образование. Другими словами, все альтернативные представления о том, что такое нация, являются маргинальными, или гипотезами в рамках определенной идеологии. Авторы «российской нации» пытаются цитировать Гумилева в поддержку своей идеи, но это очень спорно. В политической плоскости, гражданами действительно становятся все, кто получает паспорт, но нации по паспорту нигде и никогда не было. Если русский уедет в Германию, получит там паспорт, он всё равно останется русским так же как азербайджанец, получив российский паспорт, всё равно останется азербайджанцем. То же самое можно говорить о представителях любой другой нации.
«Новый Регион»: Заявленная цель новой национальной доктрины состоит в сглаживании национальных конфликтов… Получится ли это достичь?
Дмитрий Дёмушкин: Цель-то действительно благородная. Я вам скажу, что будет дальше. Они специально заявили отдаленную дату 4 ноября 2017 года, и сейчас захотят провести исследование, а потом заклеймят всех, кто против – националистами, маргиналами и сепаратистами, которые якобы хотят развалить Россию. Потом по ситуации, насколько будет позитивная или негативная реакция, Путин выйдет и скажет – действительно, надо подправить.
Но с научной позиции авторы «российской нации» однозначно проиграют, потому что опираться им не на что. Кого может сплотить паспорт РФ и гражданство? Это ерунда. Почему русский или татарин должен становиться россиянином? Он житель России, гражданин России, но при этом русский или татарин по происхождению.
Если идти по пути унификации, чтобы сплотить некое государство, нам придется тогда к одной нации придумать одну религию, например, как-то объединить православие, буддизм, иудаизм и ислам. Тогда придется сделать некую новую коммунистическую религию, или церковь сатаны построить…
Для всех очевидна государствообразующая роль русского народа. От этого и надо было отталкиваться изначально, а не идти по пути маленьких уступок малым народам, мол, никого бы не обидеть. Никого вы не обидите, если вы будете сильными. Если русский народ будет сильным, и будет иметь свою национальную концепцию, это наоборот всех сплотит. Если русский народ будет слабым, будет и сепаратизм. Сколько ни тушите деньгами республиканские бюджеты, всё равно бесконечно долго этого делать нельзя. И, соответственно, сеператизм будет развиваться.
Надо начать с укрепления русских, и всю концепцию строить вокруг русского народа, государствообразующей нации. Россия может жить без любого народа, но только не без русского. Без любого другого – сможет. Но при этом нам надо сделать, чтобы сохранить целостность страны, чтобы центробежные силы не разорвали Россию на части. Создание же единой «российской нации» подстегнет национальные элиты к сопротивлению. Поверьте мне, сейчас активизируются татарские и другие националисты, и они получал негласную поддержку у элиты, потому что они не захотят, чтобы из их народа делали нечто усредненное в виде российской нации. У татар есть своя богатая культура, есть своё вероисповедание, есть свои традиции, культура, и они последние годы всё это культивировали и возрождали…
У каждого народа есть своя культура, язык, самобытность, история… Зачем нам пытаться опять строить Советский союз!?
«Новый Регион»: Видимо, не случайно сейчас вернулась советская риторика... Получается, мы движемся назад в прошлое, а не вперед в будущее?
Дмитрий Дёмушкин: Частично виноваты и мы – националисты, потому что не предлагали широкую осмысленную платформу. У Путина есть команда менеджеров, которая отлично умеет «пилить бабло», но идеологически они оказались полностью неспособны, неспособны ничего придумать в новой либеральной концепции. Товарищи а-ля Кургинян, Проханов, Дугин пришли к Путину и сказали: всё разваливается, надо идти по этому пути укрепления системы и постоянного напоминания о великом советском прошлом.
Я вижу насколько многие сотрудники администрации президента в идеологическом плане профнепригодны: они понимают, как зарабатывать деньги, сильны в подковерной борьбе, но идеологическими изысканиями никто не занимался – всё было спущено на самотек, тушили периодически взрывающиеся пожары. Но концепции нет, её не придумали.
«Новый Регион»: Так или иначе глава государства озвучил идею о новых учебниках истории. Его слова явно будут восприняты как сигнал к действию. Новое поколение может вырасти именно «как уникальная российская нация»…
Дмитрий Дёмушкин: Все диктаторы, которые приходили к власти, всегда переписывали историю. Так было во все времена. В этом обвиняли и Петра Первого, и большевиков, которые считали, что вся история началась именно с них. Этим, видимо, хочет запомниться и Путин…
Сама цель – целостность России – благая. Но какими методами они это пытаются сделать, вызывает каждый раз великое огорчение. Я со своей стороны этот вопрос буду изучать, соберу группу экспертов. Я понял, что если даже нас не слушают, мы всё равно сделаем свою концепцию и авторов «уникальной российской нации» будем тыкать носом в их ошибки.
Пора русский национализм выводить в сферу субъектности, когда опираясь на исторический опыт, научные труды, показывать, чего мы хотим добиться и почему наш подход должен работать. К сожалению, раньше все сводилось к насилию… Сейчас надо идти другим путем, требовать диалога, публично отстаивать свои позиции. У нас очень сильные позиции, если мы возьмем классиков национализма, сегодняшние труды – у нас есть та база, и есть те люди, которые способны составить концепцию национального развития России.
Москва, Владимир Инютин
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».