AMP18+

Северо-Запад

/

А321 взорвали банкой от «Швепса» и китайской микросхемой (ФОТО) Найти такую бомбу смогла бы только служебная собака

Боевики запрещенного в России «Исламского государства», ранее взявшие на себя ответственность за катастрофу самолета А321 компании «Когалымавиа», в результате которой погибли 224 человека, опубликовали фотографию бомбы, с помощью которой якобы и был совершен теракт.

По выводам экспертов, конструкция взрывного устройства на основе таймера и армейского электродетонатора во многом напоминала аналогичные устройства, использованные террористами под руководством Хаттаба для взрыва жилых домов в Москве в 1999 году. Разница оказалась лишь в мощности использованной взрывчатки и в том, что современные террористы использовали вместо часов микросхему размером с десятикопеечную монету, пишет «Коммерсантъ».

Фотография взрывного устройства была опубликована на одном из сайтов джихадистов. С территории РФ выходы на интернет-ресурсы ИГ запрещены, но фотография была сначала растиражирована пользователями соцсетей, а затем опубликована и ведущими мировыми СМИ.

Судя по снимку, взрывчатка была заложена в алюминиевой банке из-под Schweppes емкостью 0,33 л. Рядом лежат электродетонатор и некое устройство для приведения взрывчатки в действие. По данным Reuters, в материале на исходном сайте сказано, что террористы изначально хотели взорвать самолет одной из западных стран, но изменили свои планы после начала российской военной операции в Сирии. Бандиты заявляют, что им удалось «найти уязвимые места в системе безопасности аэропорта в египетском Шарм-эль-Шейхе» и «пронести бомбу на борт» российского самолета.

Такую фотографию бомбы опубликовали террористы

Сотрудники ФСБ, ранее установившие, что на борту самолета А321 сработало самодельное взрывное устройство, уже изучают публикацию ИГ, которая может стать важным вещдоком для расследования. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, в Кремле также видели эту фотографию. Песков заверил журналистов, что спецслужбы сделают все возможное для установления и поимки «ответственных за этот теракт».

Опытный эксперт-взрывотехник рассказал изданию, что на фотографии изображены все необходимые для сборки бомбы компоненты. В банку объемом 0,33 л входит 250-300 г взрывчатки в зависимости от ее типа. Если это был тротил, который доступнее других взрывчаток, поскольку им обычно снаряжают артиллерийские снаряды, мины и авиационные бомбы, именно такой была и мощность находившегося в самолете СВУ. Пластит, который также мог находиться в банке,– в полтора раза мощнее.

Судя по фотографии, для приведения в действие взрывчатки использовался стандартный электродетонатор советского образца, а также столь же обычный китайский электровыключатель, применяемый в бытовых приборах. К выключателю с помощью изоленты был прикреплен небольшой коробок, в нем, по мнению эксперта, очевидно, находились литиевые батарейки, а также микросхема-таймер, играющая роль электронного замедлителя. Время подрыва в таких устройствах выставляется подбором микросхемы соответствующей типовой характеристики: на полчаса, час, два, сутки и т. п. Отсчет времени начинается при нажатии и отпускании кнопки на выключателе. Отметим, что все электронные компоненты находятся в абсолютной доступности для всех. Например, микросхемы-таймеры, размером с десятикопеечную монету, продаются в магазинах радиодеталей, так же как и выключатели. Даже в разобранном виде бомбу подобной конструкции никто из пассажиров пронести на борт не мог. Банка и детонатор были бы обнаружены как рамкой металлоискателя, так и при сканировании ручной клади. Спецслужбы предполагают, что у террористов был сообщник из числа работников аэропорта, имеющих доступ к самолетам в перерыве между рейсами, например техник или уборщик. Кто-то из них, очевидно, и занес бомбу в А321.

По предварительным выводам экспертов, взрывное устройство сработало не в багажном отсеке, а в герметичном пассажирском салоне. Эпицентр, скорее всего, находился под одним из кресел в последнем ряду по правому борту лайнера. Именно там образовалась пробоина в обшивке размером около 80 см на 1 метр, вызванная бризантным действием взрывчатки. Она привела к взрывной разгерметизации салона и разрушению воздушного судна. По правой стороне фюзеляжа, под обшивкой, проходят и кабели, ведущие к расположенному в хвосте самолета параметрическому самописцу. Взрыв бомбы оборвал их, мгновенно остановив, таким образом, передачу данных от информационных датчиков к самописцу. Этим и объясняется тот факт, что «черный ящик» не зафиксировал обстоятельства катастрофы.

Экс-директор НИИ Министерства обороны РФ генерал-майор Виктор Поплавский в комментарии Газете.Ру отметил, что устройство действительно могло быть бомбой, приведшей к крушению лайнера. «На фотографии запечатлено совершенно реальное взрывное устройство, которое способно было привести к такому мощному взрыву», – отметил он. По мнению эксперта, в банке находилось примерно 300 г взрывчатого вещества. «Оно очень мощное, объема банки было достаточно, чтобы развалить все, и в том числе нанести такие разрушения самолету», – добавил эксперт. По его словам, датчиков, чтобы определить наличие такого устройства в багаже, в мире пока не существует. «Само взрывчатое вещество, имеющее определенный запах и другие характеристики, могут определить только собаки, – подчеркнул он. – Газоанализаторы (измерительные приборы, позволяющие бесконтактно определить следы взрывчатых или наркотических веществ на одежде или в вещах пассажира. – прим. ред.) – несовершенная попытка повторить механизм работы собачьего носа».

«Чтобы уловить наличие взрывчатки техникой, надо выполнить массу условий: требуется замкнутое пространство, большая масса взрывчатого вещества и так далее. Так что никого лучше собак для поиска взрывчатки нет. Почему собак не было в аэропорту – не знаю. Обычно, когда объявляется высокая террористическая опасность, должны быть приняты все возможные меры безопасности, включая и привлечение собак», – заявил эксперт.

CNN со ссылкой на зарубежных экспертов сообщила, что если российский авиалайнер действительноь был взорван бомбой из алюминиевой банки и китайской микросхемы, то взорвать ее должен был смертник на борту.

«Если посмотреть на эту бомбу, как сказали CNN специалисты по взрывчатке, это тот тип бомбы, который приводится в действие смертником. Кому-то на борту самолета пришлось бы привести ее в действие. Мы не знаем, такая ли бомба подорвала самолет. Есть вероятность, что ИГ пытаются сбить следователей с пути. Однако для тех, кто обеспечивает безопасность на воздушном транспорте, это причина для беспокойства. Это довольно примитивная бомба, которая могла бы подорвать самолет; по крайней мере, так утверждают», – цитирует RT материал CNN.

Взрывные устройства в виде алюминиевых банок из-под напитков, наполненные взрывчаткой, активно применялись боевиками во время конфликтов на Северном Кавказе в качестве гранат и мин-ловушек. Эксперты обратили внимание на то, что механизм приведения бомбы в действие, опубликованной на фотографии ИГ, идентичен тем, что террористы использовали при подрывах жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе в Москве 8 и 13 сентября 1999 года, когда погибли 230 человек. Исполнителями терактов оказались выходцы с Северного Кавказа, а готовили их Хаттаб и его правая рука Абу аль-Валид, уничтоженные впоследствии. В то время, правда, были не так распространены микросхемы-таймеры, поэтому вместо них террористы использовали электронные часы Casio и батарейки типа «крона».

Крушение авиалайнера A321 в Египте стало крупнейшим по числу жертв терактом против граждан России с 2004 года, когда была захвачена школа в Беслане. В результате крушения самолета, летевшего из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, погибли 224 человека.

Москва, Зоя Березина

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Северо-Запад, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Туризм, Фоторепортаж, Ближний Восток, Египет, терроризм,